Около года назад в Москве состоялось торжественное возвращение старинного особняка Асадуллаева татарcкой диаспоре Москвы. Это здание известно тем, что было построено еще до революции на денежные пожертвования московских татар и на деньги “короля нефти и бензина” миллионера Асадуллаева и передано в качестве дара мусульманской общине. Символично, что располагается особняк в Малом Татарском переулке. До недавнего времени им владел МИД, а теперь здесь располагается Татарский национально-культурный центр Москвы, в котором выступают известные деятели культуры Татарстана и России.
27 февраля в актовом зале центра прошел творческий вечер известного поэта и журналиста Ахмета Саттара, приуроченный к выходу его книги “Прощай, двадцатый век!” Любопытна судьба автора сборника. Сын известного мостостроителя и воспитательницы детского дома, он более пятнадцати лет был главным метрдотелем Кремля и по роду своей работы имел возможность близко общаться со многими выдающимися политиками и главами государств. Правда, едва не поплатился за это…
Ахмет Саттар – автор трех книг и множества песен, которые вошли в репертуар Ильгама Шакирова, Венеры Ганеевой, Зили Сунгатуллиной, Рената Ибрагимова и даже Елены Образцовой. Но более всего он известен как человек, вдохнувший свежее дыхание в такой жанр, как рубаи, насчитывающий тысячелетнюю историю. Вот и на нынешнем творческом вечере рубаи Ахмета Саттара, которые он читал на русском и татарском языках, пользовались наибольшим успехом. Выступивший на вечере академик, профессор МГИМО, доктор исторических наук Абдулхан Ахтамзян подчеркнул, что “секрет возрастания популярности поэта, видимо, в том, что идеи и мотивы для своего творчества он черпает из глубины фольклора, идет не от стихов к жизни, а от реалий жизни к высотам поэзии”.
Мне довелось присутствовать на этом вечере. Вместе с Рашатом Низамиевым, главным редактором журнала “Идель”, мы представляли Союз писателей Татарстана. Было очень приятно, находясь в центре Москвы, слышать татарскую речь. И пусть в речах присутствовал небольшой акцент, была видна неподдельная тяга московских татар к родной культуре. Огромным успехом пользовалась выставка литературно-художественных изданий Татарстана, где были представлены журналы “Казан утлары”, “Идель”, “Майдан”, “Сююмбике”, “Салават купере”, “Зонтик” и другие.
Лилия ГАЗИЗОВА.
Ахмет САТТАР
РУБАИ
Ничто не вечно
Кружит земля в небесном казанке,
В огниве звезд мы словно на замке,
Нет вечного огня – есть только вспышка,
И в каждом казанке должна быть крышка.
Кому править миром?
И поднимались разные на троны,
За их спиною – деньги иль патроны.
Но не было на тронах места лирам –
Я б предложил поэтам править миром.
Мир – клубок противоречий
“О Господи Иисусе, спаси меня от друзей…”
Из поговорки одесситов.
Весь мир – клубок обманутых людей.
Над каждым зло, что камень на весу.
Спаси, Аллах, от подлости друзей,
А от врагов я сам себя спасу.
Закон колодца
Оазис цвел, вода была в колодце,
Хотя палило беспощадно солнце.
Ушел народ, не стали черпать воду, –
Колодец высох, не прошло и года.
Высота падения
“Я падал вверх…”
Анисим Кронгауз.
От часа рожденья – заложники смерти,
Ты помни об этом в мирской круговерти.
Чем глубже твоя человечность,
Тем выше ты падаешь в вечность…
Я мир от женщин познавал
От Азочки – я познавал азы.
От Зарочки – порывистость грозы.
От Радочки я был совсем не рад.
От Раечки познал и рай, и ад!
Любовь и ревность
Любовь еще спала беспечным сном,
Когда подкралась к ней гадюка-ревность
И обвила ее тугим кольцом,
И с этих пор меж ними неизменность.