18 февраля исполнилось 95 лет со дня рождения народного артиста СССР Фуата Халитова. Свыше 50 лет своей жизни Фуат абый отдал служению татарскому театру. За полвека им было сыграно огромное количество разноплановых ролей, созданы сотни сохранившихся в народной памяти сценических образов и характеров.
Фуат Халитов обладал своей, только ему присущей манерой органического существования на сценической площадке, своей, опять же неповторимой, художественной правдой.Я был знаком с Фуатом абый. Моя первая встреча с ним состоялась в июне 1966 года в Ульяновске на спектакле Камаловского театра “В ночь лунного затмения” М.Карима. Потрясенный увиденным, после спектакля я подошел к Фуату абый и сказал, что твердо решил поступать в Казанское театральное училище. Он подвел меня к директору театра Рашиде Зиганшиной, которая сказала, что у них в театре сейчас новый главный режиссер М.Х.Салимжанов, и как раз в этом году он набирает курс в театральном училище. “Поезжайте в Казань, найдите Салимжанова…”, – посоветовала она.
Таким образом в августе этого же года я оказался на курсе Салимжанова. Фуат Халитов тоже входил в приемную комиссию, и тогда мне даже показалось, что он был против моего зачисления. “Марсель, послушай, – сказал Халитов, – он же не выговаривает букву “к” и не сможет правильно говорить по-татарски”. Но Марсель Хакимович успокоил мастера: “Сможет, Фуат абый. Он же только демобилизовался. Научится…” Впрочем, несколькими днями позже Фуат абый одним из первых поздравил меня с зачислением в училище. И я потянулся к нему.
Будучи еще студентами, мы принимали участие в спектаклях ТГАТ им.Г.Камала и в том числе в спектакле “Ходжа Насретдин” с Ф.Халитовым в главной роли.
Значительно позже, уже работая актером в Ульяновском театре драмы, я специально приезжал в Казань, чтобы посмотреть спектакль “Не беспокойся, мама” по пьесе Н.Думбадзе. Фуат абый прекрасно сыграл там роль деда Вано. Спектакль произвел на меня сильное впечатление. Сколько добра и жизнеутверждающих чувств исходило со сцены в зрительный зал. И какую бы роль ни исполнял Фуат абый, он всегда был необычайно правдив, его манера свободного, совершенно раскрепощенного, сиюминутного существования в предлагаемых обстоятельствах восхищала своей органичностью.
Как-то Станиславский, работая с молодыми актерами МХАТа по “системе переживания”, отметил, что данная система необходима всем актерам, за исключением… и назвал фамилию известного артиста. “Ему это не нужно, – сказал Станиславский, – потому что он сам по себе является “системой”. Я считаю, Фуат Халитов тоже был одним из таких актеров. Способность органичного существования в образе была заложена в нем от природы. В дальнейшем он ее только совершенствовал и развивал, самоутверждаясь в избранной профессии. Но, прежде чем стать актером, ему пришлось испытать на себе все прелести и трудности житейского бытия.
В большинстве книг и справочников за точку отсчета творческой деятельности Фуата Халитова берется 1937 год, когда он был зачислен в труппу ТГАТ им.Г.Камала. Но, простите, к этому времени ему уже было 28 лет, и он успел заявить о себе как интересный и перспективный актер. Иначе бы его просто не взяли в Камаловский театр.
Признаться, меня давно занимал вопрос: в какой среде рос и мужал Фуат-абый? Из какого родника он черпал вдохновение и необычайно правдивую манеру актерской игры?
Он родился в Казани в семье муллы, рано остался без материнского тепла и ласки. По окончании 1-й татарской школы Ф.Халитов продолжил свое образование в русской школе-девятилетке №8 им.Короленко. “В период обучения в школе, – говорится в его характеристике, – Ф.Халитов проявил себя активным общественником, что доказал организацией татарского драмкружка и работой в нем. Учащиеся-татары неоднократно ставили в клубе им.В.Ленина и в школе платные и бесплатные спектакли и концерты на татарском языке. Причем вырученные средства расходовались на организацию кружка по изучению русского языка…”
Два года после окончания школы Ф.Халитов работает в Нурлатском (ныне Зеленодольском) районе – сначала делопроизводителем в райисполкоме, потом заведует библиотекой и руководит районным татарским театром. Здесь он начинает пробовать себя в качестве режиссера. “Мы очень дружно работали и много играли в Нурлате, – вспоминает известный татарский певец Усман Альмеев, – Фуат Халитов многому учился у меня…”
Осенью 1930 года Фуат абый держит экзамен в Татарский театральный техникум, но, как он сам потом вспоминал, “ввиду моей болезни поступить в техникум не смог…”
В этом же году он заканчивает курсы меховщиков и работает мездрильщиком на меховой фабрике. А параллельно с этим участвует в качестве актера в спектаклях татарского рабочего театра при клубе меховщиков. И здесь судьба его сводит с таким же, как и он, увлеченным человеком – М.Зайнуллиным, взявшим себе сценический псевдоним “Мамай”. И они вместе создают свой театр малых форм под названием “Халит-Мамай”. Миниатюры и скетчи для них писал сам Г.Камал, работавший тогда завлитом татарского театра.
Этот дуэт завоевал широкую популярность и большую любовь татарского зрителя не только в республике, но и далеко за ее пределами. Московская пресса называла их “талантливыми молодыми комиками”.
Театр малых форм “Халит-Мамай” взял под свое крыло Азат Мажитов – создатель и руководитель татарского рабочего театра. Однако он не лишил этот дуэт творческой самостоятельности. Больше того, специально на Халитова и Мамая в 1935 году он ставит спектакль “Без вины виноватые” Островского. “Это был потрясающий спектакль, – вспоминает народный артист Татарстана Х.Султанов. – Актерские работы Ф.Халитова и Мамая были просто великолепны. Это было незабываемо. Я очень часто вспоминал этих двух мастеров на фронте. А такой Кручининой, как Нурия Кальметова, я в жизни больше не видел”.
Осенью 1933 года правительство республики направляет на стажировку в Москву весь коллектив татарского рабочего театра. Халитов назначается ответственным за ее организацию и проведение. “Доехали до Москвы благополучно. До 20 апреля дали 8 постановок, – сообщал в Казань худрук театра А.Мажитов. – Спектакли рабочими приняты даже неожиданно хорошо. Оценка нашего труда общественностью Москвы, а также редколлегией газеты “Коммунист” (рецензию написал М.Джалиль .- Ф.Х.) положительна. Нам уделяется много внимания. Сильно аплодируют… В коллективе приподнятое настроение, дружба, взаимопонимание… Состоялись встреча и беседа с художественным руководителем МХАТ В.Г.Сахновским (Станиславский в этот период находился на лечении в Италии. – Ф.Х.). Сейчас наметили встречу с В.Э.Мейерхольдом, Е.Б.Вахтанговым, А.Д.Поповым, Б.Е.Захавой…”
Фуат абый встречался со всеми вышеперечисленными режиссерами. Изучение опыта ведущих мастеров советского театра, общение с ними, участие в их практических занятиях по мастерству актера в течение, можно сказать, всего 1934 года – все это, несомненно, и стало одним из тех родников, из которых Халитов постоянно черпал свое вдохновение. Но черпал, не иссушая родника, а пополняя его из ручейков собственного творческого опыта и творчества одаренной молодежи, которая училась у Фуата абый.
Фарит ХАБИБУЛЛИН.
Заслуженный деятель искусств РТ.