В экстремальных условиях работает нынче Татарский академический театр оперы и балета им.М.Джалиля. Из-за реконструкции его здания репетиции проходят на нескольких площадках: у оркестра и балетной труппы – в помещении концертного зала Татгосфилармонии, у солистов – в филармоническом здании на улице Гоголя, у хора – в музыкальном училище. Технические службы, декорации и костюмы приходится держать в ДК им.10-летия ТАССР, а бутафоров и декораторов приютил Татарский тюз. Спектакли же идут на сценах Камаловского и Тинчуринского театров. Неудобства испытывают и музыканты. Оркестровая яма Камаловского театра не вмещает всех, и потому число оркестрантов пришлось несколько сократить за счет струнной группы. Кроме того, репетиции оркестра проходят в зале, который давно нуждается в ремонте, и дирижер, опасаясь, что может обвалиться штукатурка с потолка, просит музыкантов играть потише…
Но все понимают, что это временные трудности, и признательны учреждениям культуры, выручившим театр. Благодаря им и состоится нынче Шаляпинский фестиваль.
Он откроется 6 февраля и продлится восемь дней. Правда, на этот раз, по понятным причинам, программа фестиваля сокращена. Зрители увидят пять спектаклей – “Борис Годунов”, “Тоска”, “Набукко” и “Искатели жемчуга” в помещении Камаловского театра и в концертном исполнении – “Аиду”. Эта опера прозвучит в БКЗ им.С.Сайдашева. Здесь же состоятся концерт молодых оперных певцов – лауреатов международных конкурсов и два гала-концерта фестиваля.
– На фестиваль приедут 54 солиста из 9 стран, в том числе из Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Румынии, Нидерландов и Южной Кореи, – сказала директор оперы Гузель Хайбуллина. – И как всегда – ведущие солисты театров Москвы, Санкт-Петербурга, Киева. Среди них – Владимир Кудряшов, Владимир Богачев, Людмила Магомедова (Большой театр России), Юлия Герцева и Мария Горцевская из Мариинского театра и многие другие. Особенностью нынешнего фестиваля станет то, что впервые русской оперой – “Борис Годунов” – будет дирижировать маэстро из Нидерландов Винсент де Корт. А дебютантом на Шаляпинском станет маэстро из Швеции Мика Айшенхольц, который участвовал с нашим театром в европейском гастрольном турне.
Итак, жизнь труппы идет вне стен родного театра, а в нем распоряжаются сегодня строители. Они приступили к обновлению правого крыла здания и к самому ответственному и трудоемкому этапу – реконструкции зрительного зала и сцены. Начата также замена инженерных коммуникаций электросетей, за полвека отслуживших тройной срок.
Все работы доверены турецкой фирме “Одак”, выигравшей тендер в конкурентной борьбе с отечественными и зарубежными фирмами.
– Визитная карточка фирмы, – говорит заместитель директора театра Николай Федорович Кирпиков, – это Баскет-холл и успешная реконструкция Президентского дворца. Для нас очень важно, что Минтимер Шарипович Шаймиев, ознакомившись с ходом реконструкции, установил срок ее завершения: в январе следующего года театр должен быть открыт – и предъявил строителям требования по высшему счету.
Что предстоит сделать в центральной части театра? В зрительном зале количество мест останется прежним, но появятся новые кресла, система кондиционирования, свето- и звукоаппаратная. Совершенно преобразится сцена. Она будет оснащена по последнему слову театральной техники. Световое оборудование будет устанавливать лидер в этой области – английская фирма “Стренд Лайт”, звуковое – немецкие фирмы. На смену ручной механике сцены придет полностью автоматизированная. Трансформируется, станет больше и удобнее для музыкантов оркестровая яма. В фойе, куда выходят зрители из партера, сохранятся колонны, лепка, хрустальные люстры, а паркет, по совету Минтимера Шариповича, станет инкрустированным, росписи стен – более выразительными. В правом крыле театра для зрителей, которые передвигаются с трудом, появится лифт – он поможет им подняться на второй и третий ярусы.
Интересны и предстоящие внешние изменения – новая облицовка здания театра, красивые фонтаны перед ним, а знакомые всем памятники Пушкину и Тукаю будут отлиты в бронзе.
Однако остается нерешенным еще один очень важный для нас вопрос. Театру как воздух необходим свой репетиционно-производственный корпус. По проекту, его строительство предусмотрено напротив театра (через дорогу, в Ленинском саду), с театральным зданием его соединит подземный переход. Но средств на это строительство пока нет, и когда они будут – неизвестно. Хотя самое правильное, конечно, – строить этот корпус параллельно с реконструкцией театра.
Итак, через год с небольшим любители оперного и хореографического искусства придут в обновленный театр имени Мусы Джалиля, а сегодня они живут в предвкушении очередного Шаляпинского фестиваля.