Отгремело ежегодное шоу “Татар жыры”, которое в этом году во второй раз проходило в “Пирамиде”. Несмотря на то что цены на билеты, мягко говоря, “кусались”, недостатка в зрителях не было. Задолго до шоу упорно ходили слухи о том, что собственной персоной из Первопрестольной прибудет Алсу. И вообще, старались приманить народ как могли. В отличие от прошлых лет, организаторы конкурса, похоже, решили разбавить сладко-приторную, а потому изрядно надоевшую татарскую попсу чем-нибудь нетрадиционным. В качестве такой “экзотики” были приглашены Дениз Низаметдин из Финляндии и Зульфия Камалова из Австралии.
Зульфия Камалова родом из Удмуртии, родилась и выросла в городе Сарапуле. В 1991 году по студенческому обмену уехала в Калифорнию, влюбилась в австралийца и стала жительницей острова Тасмания. С тех пор серьезно увлеклась пением. В 1997 году вышел в свет дебютный альбом певицы Journey Of Voice, признанный, по оценкам The ABC radio, лучшим альбомом года. В 2000 году альбом Aloukie приносит Зуле ежегодную австралийскую премию Australian World Music Award в номинации “Лучший альбом года”. А в 2001 году она стала обладательницей премии “Лучшая певица года” в стиле world music.
Напомню, год назад Зульфия Камалова уже приезжала в Казань с единственным концертом. Помнится, вначале публика была просто шокирована ее манерой исполнения татарских песен под аккомпанемент совершенно невиданных и неслыханных ранее музыкальных инструментов. Протяжные татарские песни звучали и по-африкански, и по-американски, и еще бог знает как, но всегда – удивительно красиво, по-новому и … по-татарски. Запомнился и красивый чистый голос австралийской певицы. Но аудитория тогда была более-менее подготовленной, наслышанной. А на “Татар жыры” публика самая обычная, воспитанная на попсе. Тем не менее зрительный зал принял Зульфию Камалову просто замечательно. Если Салавату, Зуфарам и другим именитым и “маститым” аплодировали, скорее, по привычке и по подсказкам ведущих типа “не жалейте аплодисментов”, то после выхода Зульфии и ее маленького оркестрика оживление в зале было неподдельным. Аплодисменты не умолкали достаточно долго и без всяких подсказок.
После концерта мне удалось побеседовать с певицей.
– Зульфия, что значит для вас участие в “Татар жыры”?
– Разумеется, я рада участвовать в этом фестивале, хотя и не ожидала, что меня сюда пригласят, все-таки я исполняю “неформатную” музыку. Организаторы, пригласив меня и исполнителя из Финляндии, постарались придать “Татар жыры-2003” международный статус. Но, с другой стороны, мне это тоже интересно. Хотя, признаться, я никогда особенно не строила планов относительно выступлений в Татарстане и здешней публики. Я рада, что “Барс-медиа” пытается внести свежее дыхание в татарскую эстраду. У меня неординарный подход к татарской песне. Думаю, именно поэтому меня и пригласили. Мы очень долго договаривались, я поставила условие, что выступать буду только живьем, хотя поначалу меня просили сделать “фанеру”. Приятно и то, что зритель хорошо принял мою музыку.
– Вы филолог по образованию. А песня для вас – это увлечение или…
– Уже профессия. Я занимаюсь вокалом 6 – 7 лет. А перед этим окончила факультет иностранных языков Пермского пединститута (французский и английский языки).
– Тогда какое же у вас хобби?
– Я люблю путешествовать. Люблю природу. В Австралии она очень красивая. На острове Тасмания, где я живу, дикая, первозданная природа. Иногда хожу в походы. А еще люблю театр, хожу на концерты. Когда я дома, люблю готовить блюда татарской, итальянской, греческой, тайской кухонь. Австралия – страна многонациональная, и здесь пользуются популярностью кухни разных народов.
– Ваш фотопортрет, где вы в национальном татарском костюме, облетел весь мир. Означает ли это, что вы предпочитаете выступать в национальном костюме?
– Эта фотография связана с выходом второго моего альбома “Аллюки”. У меня был очень простенький костюм, калфак и жакет с татарской вышивкой. Поскольку я не считаю себя чисто татарской певицей (ведь я пою не только народные песни), мне кажется, этот костюм подходит не ко всем моим концертам. В последнее время у меня несколько изменилось направление – я пишу свои песни, готовится к выходу мой альбом на русском языке. Поэтому в этом костюме я теперь редко выступаю.
– А как и почему вы пришли к исполнению этнической музыки?
– Это произошло органично. Я приехала в Австралию и стала петь. Петь же любила всегда. Сначала пела на русском, английском языках. Потом увлеклась этническим пением, да и вообще вокальными жанрами и стилями. Одно время даже посещала консерваторию в Австралии, училась там классическому пению. Мой первый альбом называется “Путешествие голоса”, в него вошли песни на девяти языках. Увлеклась, а потом поняла: корни-то мои татарские! Меня уже и в Австралии заметили с этим репертуаром, хотя я пошла не по коммерческой дороге. Мне хочется придать татарским песням новое звучание.
– И настолько увлеклись некоммерческим пением, что ваш альбом “Аллюки” был удостоен приза “World music”?
– Не знаю, насколько это отражается на его продаже, но для меня большая честь, что мой диск так хорошо восприняли. В него вошли обработки таких известных татарских песен, как “Кубэлэгем”, “Сарман”, древней “Аллюки” и других. Приза он был удостоен в 2002 году. Мне кажется, у этого диска достоинство чисто музыкальное: интересный подход к материалу, да и просто удачно мы это сделали. А еще мне хотелось, чтобы у татарских песен было несколько “австралийское” звучание. Австралия – страна, открытая разным музыкальным культурам. Правительство приветствует все, что привносит в культуру Австралии нечто новое, интересное. Время от времени мне даже оказывают государственную помощь, если попросить, конечно. Интересные проекты, талантливые исполнители получают там поддержку в виде грантов.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем третьем альбоме.
-Там будут мои авторские песни. Я уже давно над ним работаю. В прошлом году много времени провела в России, и мне захотелось оглянуться в прошлое. Тем более что начала выступать здесь. Когда вернусь, начну репетировать с ребятами русский альбом. Но и не собираюсь прекращать работу с татарской фольклорной музыкой. Следующий татарский альбом планирую выпустить в Венгрии. Там у меня есть знакомый продюсер, и мне очень нравится, как он работает. Мы хотим соединить в альбоме татарскую культуру с близлежащими, родственными культурами – с монгольской и венгерской. Возможно, добавим и что-то ирландское.
– Молодые татарские певцы – все как один – ориентированы на попсу, что заметно и на конкурсах “Татар жыры”. А вы приехали со своими музыкантами, живой музыкой, экзотическими инструментами, нетрадиционным для современной татарской эстрады вокалом. Не почувствовали себя слегка не в своей тарелке?
– Меня это не особенно волнует, то есть я делаю то, что делаю. И если меня пригласили на этот фестиваль, не буду же я отказываться или под кого-то подделываться. Может быть, я действительно немного не вписываюсь в эту компанию, но меня это не печалит. Вообще-то, я уважаю всех татарских певцов, многие из них просто отличные. А то, что композиторы сочиняют для них такие песни, да и само пение под “фанеру” – это пройдет. Сейчас уже во всем мире мода на “фанеру” прошла.
– Вы хотели бы исполнять музыку татарских композиторов, скажем, Сайдашева?
– Меня пока больше интересует народная музыка, да и получается лучше. У меня были хорошие учителя. С детства я слушала татарские народные песни, моей любимой певицей была Флера Сулейманова. И я стараюсь совершенствоваться в пении народной музыки.
– Когда вы вновь приедете в Казань?
– Возможно, уже где-нибудь в конце мая, после европейского турне. В апреле у меня намечаются гастрольные поездки в Германию, Швейцарию, Австрию, Швецию, Голландию, Люксембург, Финляндию. Так что до новых встреч в Казани!
Беседовала
Рузия САФИУЛЛИНА.