Век “Владыки Труда” оказался недолог

Мы продолжаем конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

information_items_1347368782

Мы продолжаем конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, посвященный тысячелетию Казани. Сегодня проанализируем ответы его участников на задание тринадцатого тура (см. “РТ” от 25 сентября 2003 г.) и предложим очередную фотозагадку.


Разногласий по поводу места, изображенного на фотографии, среди читателей практически не возникло. Ответ и в самом деле очевиден: перед нами – площадь Первого Мая, бывшая Ивановская. Слева – хорошо узнаваемое здание Гостиного двора, справа – Введенская пятиглавая церковь, колокольня и хозяйственное строение Иоанно-Предтеченского монастыря.


Без особых затруднений конкурсанты определили и монумент в центре снимка. Это скульптура Рабочего-металлиста, или памятник “Освобожденный труд”. Проект этого малоизвестного творения принадлежал казанскому художнику Василию Богатыреву и был реализован в рамках задуманного Лениным плана “монументальной пропаганды” по увековечению памяти основоположников марксизма и рабочего движения.


Скульптура В.Богатырева представляла собой мужчину в фартуке на голое тело с кувалдой в руке, которой он опирался на наковальню с приставленным с ней колесом телеги. Эта композиция была установлена на мраморном постаменте от памятника императору Александру II, бронзовая фигура которого была низвергнута на волне революционных преобразований в феврале 1918 года и до конца тридцатых годов пролежала на территории Гостиного двора. Символично, что в отличие от памятника императору, обращенного к Спасской башне Казанского Кремля, взгляд Рабочего-металлиста был направлен в противоположную сторону – к Воскресенской (ныне Кремлевской) улице.


А вот относительно события, запечатленного на снимке, и даты читатели разошлись во мнении. Так, Анна Семенова из лаишевского села Емельяново предположила, что люди собрались на главной в то время городской площади в сентябре 1918 года по поводу освобождения Казани от белочехов. Жительница столицы республики Тамара Куклина уверена, что митинг состоялся 25 июня 1920 года – в честь провозглашения Татарской республики. Семья Григорьевых внесла уточнение в эту версию: многолюдного празднования в 1920 году в честь образования республики не было, провозглашение автономии лишь положило начало решению многочисленных организационных вопросов ее становления. Торжественные мероприятия состоялись в июне 1921 года и были, конечно же, приурочены к первой годовщине республики.


Другой точки зрения придерживается наш читатель Билял Канеев из Набережных Челнов. Он исходит из того, что скульптура Рабочего-металлиста не случайно оказалась центральным элементом старого фотоснимка. Так что перед нами – открытие памятника, которое состоялось 1 мая. Однако Б.Канеев затруднился назвать год данного события – из-за противоречивых сведений о нем в специальной литературе (с 1920 по 1922 гг.). А вот казанцы Ильгиз Валиуллин, Борис Милицын, П.Салтыков, Рустем Сафин убеждены, что на снимке запечатлено открытие памятника “Освобожденный труд”, которое состоялось 1 мая 1920 года.


Это и есть верный ответ.


Какова же дальнейшая судьба скульптуры Рабочего-металлиста? Поскольку она была изготовлена из гипса (на более долговечные материалы тогда просто не было средств), то не просуществовала на площади Первого Мая и года.


Точное время разрушения скульптуры неизвестно, ибо и газеты, и первые советские историки обходили этот щекотливой вопрос. В некоторых более поздних исследованиях есть утверждения о том, что Рабочий-металлист простоял в центре Казани вплоть до 1924 года (после смерти Ленина на этом же месте была воздвигнута статуя вождя мирового пролетариата с вытянутой вперед рукой). Однако архивные документы опровергают сведения о существовании гипсовой скульптуры “Освобожденный труд” после окончания 1920 года. Не сохранилось и более поздних ее изображений. Впрочем, житейская логика подсказывает: хрупкая композиция могла простоять без ущерба лишь один сезон, так как под воздействием осадков и перепадов температуры гипс быстро разрушается (вспомним аналогичную историю с памятником М.Кутузову на Театральной площади в 1912 году. См. “РТ” №95 от 13 мая 2003 г.).


Что представляла собой Казань 1 мая 1920 года? Газета “Знамя труда” рисует любопытную картину, которая существенно дополняет наши представления об отдаленной эпохе. Естественно, Первомай на заре советской власти отмечали далеко не так, как это было еще четверть века назад.


В номере за 2 мая 1920 года помещена краткая информация о состоявшемся праздновании. Вот выдержки из нее.


“1 Мая вся Казань представляла собой один сплошной лагерь труда. Возле бывшей Архиерейской дачи на берегу Кабана сооружалась дамба, велась разборка сгоревшего здания театра, чистились улицы и скверы. Тут и красноармейцы, и советские служащие, и дети, и целые массы граждан. Настроение радостное…


Вечером труд сменился шествиями и концертами. На крепостной площади состоялось открытие монумента Труда (“Владыкой мира будет Труд”). Страстную, воодушевленную речь произнес т.Ходоровский (председатель Казанского губисполкома. – Ред.). Другие ораторы выступили с добрым, горячим словом. Хор и оркестр исполнили “Марсельезу” и “Интернационал”. Музыка заливала площадь. Вся Казань приняла участие в этом торжестве, похожем на единый величавый гимн Владыке Труду”.


Подробный отчет о празднике газета опубликовала в номере за 4 мая. Опускаем пространные описания, касающиеся многочисленных субботников, которые в Казани состоялись в первой половине 1 мая. Воспроизведем вкратце рассказ газеты о главных торжествах на “крепостной площади” – так в то время в просторечии называли площадь Первого Мая.


“Яркий, теплый, солнечный вечер выдался на славу. Остро и приятно пахло молодой зеленью распустившихся, повеселевших берез и тополей. В безветренном воздухе реяли бодрые голоса, вверху иногда нарастал и снова удалялся рокот пропеллера.


Вот, словно большая птица, вырисовывается в синеве, широко раскинув крылья, аэроплан, и от него, медленно кружась, спускаются вниз белые голуби – листки прокламаций. Нет конца восторженным крикам детворы. Верещит сирена, и из-за угла выворачивает автомобиль. На нем – цветник из детей. Они машут руками, кричат что-то веселое, стараясь перекричать друг друга, смеются и проносятся мимо публики, скрываясь за поворотом.


А манифестанты все идут и идут стройными колоннами и заполняют в образцовом порядке площадь Первого Мая. Здесь высится под чехлом памятник Труду. Древние стены Кремля украшены, как и все вокруг.


– Кому памятник? Не Ленину?


– Нет, Ленину в другом месте, а этот – Труду.


– Труду?! – и крестьянин шевелит бровями, стараясь сообразить, какой же должен быть этот труд.


– Это, что же, вроде машины?


– Нет, изображает рабочего.


– Который больше прославился, что ли?


– Нет, не одному рабочему, а вообще Труду в виде трудящегося человека. Еще он называется пролетарием, он похож на всех, кто трудится…


– А Ляксандра-то, что тут стоял, – простодушно выражает свое удивление крестьянин, – был похож только на себя.


Смеются все вокруг:


– Крышка всем из Дома Кровавых. Трудового человека вместо Ляксандра возвели.


И глаза у всех светятся радостью.


…Около семи часов с монумента медленно падает покрывало. На трибуне – предгубисполкома тов. Ходоровский.


– В остальном мире возвышаются памятники властелинам и деспотам. А это – не один человек, совершивший какой-нибудь исключительный поступок, это весь рабочий класс России… В этот день в других странах рабочие вынуждены бросать работу, чтобы провести свои собрания. Полиция устраивает на них облавы. А у нас это праздник, на котором мы работаем в десять раз упорнее, чем обычно…”


Репортаж венчало сообщение о том, что около восьми часов вечера, когда начало смеркаться, митинг закончился, и человеческие потоки двинулись по Воскресенской улице. В городских садах горожан ждали “концертные представления и картины кинематографа”…


ШЕСТНАДЦАТЫЙ ТУР


В заключение представляем очередную фотозагадку. Читателям необходимо назвать место и время действия, рассказать о назначении изображенных построек.


Старая Казань: шестнадцатый тур


Фото из коллекции Юрия ФРОЛОВА и Абдуллы ДУБИНА.


Подготовил

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще