В каком направлении развиваться Казани?

Ровно год назад в столице Татарстана был проведен закрытый конкурс на тему “Модель разработки генерального плана Казани в системе агломерации на период 2005 – 2020 годов”.

Автор статьи: Денис ТИХОНОВ

Ровно год назад в столице Татарстана был проведен закрытый конкурс на тему “Модель разработки генерального плана Казани в системе агломерации на период 2005 – 2020 годов”. Победителем стал тандем из архитектурно-проектного института “Казгражданпроект” (Казань) и ЦНИИ градостроительства (Москва). Они уже приступили к разработке основополагающего градостроительного документа столицы республики. Специалистам предстоит в очень короткие сроки (к июню 2005 года) выполнить свою работу. Казань должна отмечать свое тысячелетие с новым генеральным планом, а значит, с градостроительными перспективами на ближайшие пятнадцать лет.


Чем не угодило нам детище “Ленгипрогора”

Последний действующий генеральный план Казани был разработан институтом “Ленгипрогор” (Санкт-Петербург) в 1969 году. По мнению начальника управления градорегулирования управления архитектуры и градостроительства Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Венеры Мухаметзяновой, проектировщики северной столицы тогда постарались. Но советский генплан Казани, несмотря на всю свою позитивность в некоторых аспектах, остался реализованным на 50 – 60 процентов. К примеру, “ноги” Большого и Малого транспортных колец (они должны разгрузить центр города), которые капитально начали строить в последние годы, “растут” именно оттуда.


Однако природа генплана такова, что через каждые 25 – 30 лет документ необходимо обновлять (срок действия советского генплана Казани истек в 1994 году). Изменяются законы, различные нормативы, а значит, и основополагающий градостроительный документ должен в перспективе сбросить “старую кожу”. К тому же прежний генплан не соответствовал новой постсоветской социально-экономической ситуации – он был рассчитан на условия плановой социалистической экономики, централизованное финансирование строительства и на управление из единого центра.


“Генплан не должен разрабатываться по единому шаблону”

В 1992 году администрацией Казани было принято решение о разработке нового генерального плана. Но здесь архитекторы столкнулись с серьезной проблемой: старые советские нормативы и разработки такого документа уже изжили себя, а новых еще не было. Дабы сдвинуть дело с мертвой точки, в столицу Татарстана из Москвы были приглашены самые прогрессивные градостроительные умы, которые разработали в 1994 году экспериментальную рабочую программу по разработке генерального плана. По веяниям того времени подразумевалось, что основополагающий градостроительный документ будет состоять из концепции градостроительного развития города, правил землепользования и застройки и ряда отраслевых программ (формирования и развития функциональных зон города, сохранения и восстановления историко-архитектурного и культурного наследия, возрождения и развития системы градостроительных ансамблей, развития общественного центра города и системы обслуживания населения, формирования жилой среды города, ликвидации ветхого жилья, развития пригородной зоны, развития инженерной инфраструктуры города, развития транспорта и улично-дорожной сети, повышения экологического комфорта и развития ландшафтно-рекреационной системы города). В 1995 году была утверждена концепция градостроительного развития Казани. В 1996 году были приняты общероссийские правила землепользования и застройки. Постепенно казанские архитекторы стали работать над отраслевыми программами.


– Мы планомерно шли по намеченному пути, – рассказывает Венера Мухаметзянова. – Нам есть что показать. Мы считаем, что генплан не должен разрабатываться по единому шаблону. Это подтверждается повседневной градостроительной практикой и других крупных городов России. Так, принятый в 1999 году генеральный план Москвы существенно выходит за рамки всероссийских строительных норм и близок по духу нашим подходам и наработкам. Мы видим генеральный план Казани не как жестко сформированную модель будущего мегаполиса через 15 лет (как это предполагалось традиционным генпланом), а как пакет саморазвивающихся и взаимосвязанных программ отдельных аспектов городского развития.


Тем временем в 1998 году начал действовать Градостроительный кодекс РФ, где генплан вновь занял свою главенствующую нишу. Направление работы казанских зодчих без основополагающего градостроительного документа автоматически стало не соответствовать этому кодексу. Разработать генплан не составляло особого труда: документов наработано было много. Но грянул дефолт, и с финансами стало туго.


В конце 2002 года городские архитекторы стали изыскивать средства на разработку генплана. Сумма потребовалась немалая – около 60 миллионов рублей. После того как деньги нашлись, казанские архитекторы в конце декабря провели соответствующий конкурс.


– При разработке генерального плана мы намеренно отказались от проведения тендера, – рассказывает Венера Мухаметзянова. – Ведь итоги тендера на выполнение заказа зависят от предлагаемой цены: предложили ниже – выиграли. А главное требование к конкурсантам не соотношение цены и качества, а идея. Мы проанализировали, как прошли тендеры в других городах. Например, в Волгограде. Там одна организация запросила самую меньшую сумму. Идея же у проектировщиков оказалась несостоятельной. В результате уже в процессе работы властям Волгограда пришлось менять разработчика генплана.


Что организаторам понравилось в идеях победителей казанского конкурса? В первую очередь это сохранение исторического облика центра столицы Татарстана. Эксперты также положительно оценили решение по созданию “пояса агломерационных (агломерат – скопление разнородных частей, соединенных чисто внешним образом) центров”. Этот подход неоднократно и успешно апробировался в мировой градостроительной практике. Ведь миллионный город не может жить в своих границах. В работе казанско-московской творческой группы указаны первоочередные градостроительные мероприятия до 2010 года, основные положения по преобразованию и развитию архитектурно-планировочной структуры города.


Где взять новые строительные площадки?

Преобразование и развитие архитектурно-планировочной структуры Казани приобретает особое значение в свете обсуждения проекта республиканской программы развития жилищного строительства на 2004 – 2019 годы. В республике около 150 тысяч семей по нормам существующего законодательства вправе рассчитывать на расширение жилых апартаментов. Еще 125 тысяч нуждаются в собственном жилье. В Татарстане, чтобы догнать регионы с наиболее высокой обеспеченностью населения жильем, необходимо построить около 14 миллионов квадратных метров жилой площади. А чтобы это сделать, нужно знать, сколько имеется под строительство перспективных площадок в каждом городе и районе республики.


– Когда делаются подобные программы, прежде чем скомпоновать и собрать их, необходимо обратиться с запросами во все профильные подразделения, – сообщила Венера Мухаметзянова. – Что может ответить наше подразделение на подобный запрос? Чтобы застройка города шла дальше, нужно выходить за его черту: все площадки у нас уже почти застроены. До недавнего времени единственной незастроенной территорией была площадка Азино-1. Но и та была сокращена. Дело в том, что в начале 90-х годов в Казань прибыло много переселенцев, которые самовольно стали застраивать свободные территории, а так как людям тогда жить было негде, им разрешили жилье узаконить. А ведь на месте поселков, что на окраине Казани, в советском генплане планировалась многоэтажная застройка. Но так как там “выросли” коттеджи, то пришлось границы проекта планировки уменьшить.


Большие надежды казанские архитекторы возлагают на новый генплан. В нем как раз и отразятся направления застройки Казани. Ведь когда начнется разработка этого документа, в первую очередь будет проведен сбор всей необходимой информации. После этого станет известно, сколько еще необходимо в городе построить жилья и какой оно должно быть категории. На стадии разработки генплана будут даны предложения: какую конкретную территорию нужно обустроить по одному сценарию, а какую площадку – по другому. Более подробно эти моменты будут рассматриваться в специальных отраслевых программах. К примеру, в Казани в Кировском и Приволжском районах еще осталось ветхое жилье барачного типа. Нельзя же оставлять эти “времянки”. Здесь должна быть применена специальная программа. Или те же самые “хрущевки”. Тут тоже потребуется своя программа. Эксперимент уже показал, что реконструкция “хрущевки” слишком дорога: дешевле снести этот дом и построить новое здание. Будет ли оно в пять, девять или двенадцать этажей, должны определить инженеры. Но тут сразу возникнет вопрос: куда переселять людей из “хрущевок”? Что и говорить, жилищная политика – дело непростое.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще