Влюбленная в куклы

“Самое главное для режиссера, – это умение подойти к душе актера”, – писал Е.

“Самое главное для режиссера, – это умение подойти к душе актера”, – писал Е.Б.Вахтангов. А для режиссера театра кукол это еще и умение наделить душой куклу. Заслуженный деятель искусств России и Татарстана Людмила Александровна Дьяченко уже более 30 лет профессионально занимается режиссурой театра кукол.


Людмила Александровна Дьяченко - режиссер театра кукол "Экият" .Свою творческую деятельность в Казани она начинала в 1965 году после окончания актерского кукольного отделения Горьковского театрального училища. Молодая актриса приехала в театр, который только что получил свое здание – бывшую церковь Сошествия Святого Духа, – неприспособленное и полуразрушенное. Театр отапливался углем. И в памяти Людмилы Александровны навсегда остались “кочегар Юлдаш, лошадь с тележкой и брусчатка перед театром”.


Двадцатилетнюю актрису радушно встретили энергичный и предприимчивый директор Казанского театра кукол Анатолий Павлович Юрусов, молодой режиссер Игорь Москалев, художник Христина Скалдина, такие корифеи кукольной сцены, как Вера Третьякова, Сара Яушева, Гаухар Мубаряков, Вали Гаффаров, Сара Валиуллина. Среди них Дьяченко была единственной актрисой, имеющей специальное профессиональное образование. И закрутилось театральное колесо – первые роли, репетиции, премьеры, гастроли, фестивали…


В 1971 году Дьяченко была направлена на высшие режиссерские курсы при ГИТИСе под руководством народного артиста СССР Сергея Образцова. Также она имела возможность познакомиться с петербургской школой мастерства – в театре кукол под руководством Михаила Королева. Становление Людмилы Дьяченко как режиссера происходило под влиянием двух этих школ.


За 30 лет работы в Татарском театре кукол “Экият” ею создано около 100 спектаклей. Украшением репертуара стали “Чемодан фирмы Ямомото” Л.Кожевникова, “Привидение старой мельницы” Ю.Фридмана, “Волшебные сны Апуша” Р.Бухараева, “Теремок” С.Маршака, “Золушка” Ш.Перро, “Невеста падишаха” М.Гилязова и многие другие. Спектакли Л.Дьяченко отличают глубокий психологизм и острый гротеск. Они направлены на воспитание духовно богатой, самодостаточной личности.


Сцена из спектакля казанского театра кукол "Экият".Репертуарным приоритетом театра является сказка, поэтому многие спектакли Л.Дьяченко основываются на фольклоре. Среди них – “Аленький цветочек”, “По щучьему велению”, “Морозко”. Это очень музыкальные и пластически выразительные спектакли. Одна из последних работ, созданных Л.Дьяченко по мотивам русского фольклора, – “Царевна-лягушка”.


В жанре политического памфлета сделаны такие спектакли, как “Кот в сапогах” и “Беседа с тигром”. Пьеса Р.Брэдбери “Сказки для тигренка” привлекла Л.Дьяченко своей оригинальной английской логикой. Уроки жизни преподносятся здесь умело и тонко. Автор и режиссер лишь намечают ту мысль, которую зрителю приходится додумывать самостоятельно, включая свою фантазию и ассоциативное мышление.


Сейчас режиссер работает над пьесой М.Гилязова, посвященной 1000-летию Казани. В спектакле будут действовать куклы разных систем вождения и размеров. Режиссеру Л.Дьяченко присущ постоянный поиск новых сценических форм выражения.


Работу в театре Л.Дьяченко совмещает с педагогической деятельностью. Большую часть труппы театра “Экият” составляют ученики Людмилы Александровны. Среди них – заслуженные артисты Республики Татарстан Наталья Егорова, Александр Карпеев, Эльвира Гилемханова, Даниль Утешев.


В своей профессиональной деятельности Людмила Александровна находит дружественную поддержку в лице директора театра Розы Яппаровой и главного режиссера театра Ильдуса Зиннурова. Она благодарна судьбе, которая свела ее с такими талантливыми людьми как художники Валентина и Александр Губские, драматурги Туфан Миннуллин, Лев Кожевников, Равиль Бухараев, Мансур Гилязов, Борис Сулимов, композиторы Масгуда Шамсутдинова, Светлана Зорюкова, Фуат и Руслан Абубакировы, Резеда Ахиярова.


Людмила Александровна верит в судьбу, в предназначение человека. Ее призвание – нести добро и свет в души зрителей.


Лейсан ФАХРУТДИНОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще