Нет слов, много делается в столице в рамках подготовки к ее тысячелетию. Вот недавно в Казанском кремле установлен достойный похвалы памятник его архитекторам-строителям. Однако, на наш взгляд, если вести речь в целом об ансамбле Казанского кремля и окружающих его архитектурных особенностях, здесь все еще сохраняется один досадный момент, который нуждается в культурологическом осмыслении.
Речь идет о прекрасном памятнике поэту Мусе Джалилю, герою Великой Отечественной войны. Дело в том, что этот известный памятник Владимира Цигаля несет в себе большой символический заряд. Поэт-герой очень любим в народе. Для многих он олицетворение татарской нации – гордой, несгибаемой, свободолюбивой.
Памятник Джалилю установлен на таком священном месте, как площадь Первого мая, перед главными воротами Кремля. Соответственно, его значение не ограничивается лишь областью культурно-нравственного воздействия на умы и сердца людей. Памятник обретает значительно более мощный, политико-символический смысл. Говоря конкретнее, это означает, что опутанный колючей проволокой поэт-герой сегодня ассоциируется многими уже как бы со всем татарским народом, с суверенитетом Татарстана. Хотя, конечно же, суверенитет – не внешне-функциональное искусственное явление. Это во многом результат развитости внутреннего духа, экономики, культуры общества. Формирование его требует времени, огромного труда, воспитания людей.
К сожалению, многие, особенно молодые люди, воспринимают сегодня памятник Джалилю поверхностно, чисто внешне. И на это, может быть, не стоило бы обращать внимание – в конце концов общество пока занято развитием просто товарно-рыночного бытия, нам не до высоких материй. Но…
Все-таки оптимальное место памятника поэту-герою не здесь. Он намного удачнее смотрелся бы, к примеру, возле театра оперы и балета им.Мусы Джалиля, там, где стоят памятники А.Пушкину и Г.Тукаю. Для этой цели подошла бы площадка чуть ниже театра на месте летнего фонтана. На свободном же месте у Кремля можно установить давно ожидаемый памятник основателю нашего города, как столицы государства, Улуг Мухаммеду (начало XV века). И предусмотреть в образе этого великого князя средневекового Поволжского региона тот же замысел, что несет в себе Дмитрий Донской в Москве. Фигура Улуг Мухаммеда должна олицетворять собой величавую сдержанность, спокойствие. И конь под ним (или рядом с ним) тоже должен быть не вздыбленным, а стоять спокойно и гордо.
В этом случае и Казанский кремль обретет свой подлинно исторический колорит и относительно более завершенную композицию. А выполнить этот прекрасный замысел было бы хорошо в форме подарка города-героя Москвы к юбилею Казани. Это будет очень прогрессивный акт и еще один символ дружбы, единения народов и городов.
Рамзи НУГУМАНОВ.
Заведующий кафедрой культурологии Казанского государственного энергетического университета, доктор культурологии, профессор.
Альфия САФАРГАЛИНА-АРЗАМАСЦЕВА.
Аспирант.