Увидела свет книга известного казанского искусствоведа Дины Валеевой “Искусство волжских булгар периода Золотой Орды”. Этой интересной темой и раньше занимались многие, однако впервые ей посвящена специальная монография.
В начале книги автор сжато и емко характеризует особенности искусства Волжской Булгарии домонгольского периода, справедливо отмечая, что в это время искусство волжских булгар разнообразно в своих проявлениях. Великолепны произведения искусства, изготовленные из металла. Многие из них хорошо сохранились. Благодаря им до нас дошли богатство и сложность композиций орнамента, элементы техники изготовления. В числе таких украшений следует отметить золотые и серебряные подвески в виде колец с тремя желудеобразными бусинами. В центре колец помещалась фигурка птицы с раскрытым клювом, держащим шарик. Фигурка птички и “желуди” покрыты зернью, и все они сказочно мерцают при освещении. По мнению многих исследователей, данные предметы связаны с древними мифами тюркских и угорских народов о возникновении мира, когда уточка, нырнув на дно моря, подобрала камушек, из которого появилась суша.
До наших дней сохранилось также немало изделий из кости. Сюжетных сцен на кости практически нет, но присутствуют отдельные изображения птиц, рыб, животных, орнаментальные мотивы в технике гравировки или резьбы.
На каждом поселении волжских булгар домонгольского времени встречаются и остатки керамических изделий. Среди них автор книги особо выделяет выразительные образцы из неполивной керамики. Эти поделки, попав в результате торговли в другие страны, все равно отличаются цветом, изяществом обработки поверхности, обжигом. Если бы сегодня наши мастера стали производить посуду, аналогичную булгарской домонгольской, она, без сомнения, пользовалась бы спросом.
Отмечая, что в домонгольский период булгарское искусство приобретает черты культуры ислама, автор в то же время указывает на явное сохранение в нем языческих черт. Если взглянуть на коллекции с булгарских поселений, то обращают на себя внимание многие предметы, особенно из металла, с изображениями птиц и зверей. Связано ли это с духовной культурой булгар? По-видимому, нет. Ремесленники-мастера Волжской Булгарии могли изготавливать такие предметы на продажу северным соседям – финно-угорскому языческому населению.
В книге, на мой взгляд, объективно отражена социально-политическая ситуация XIII – середины XV вв. в Среднем Поволжье и Прикамье. В развитии культуры золотоордынских городов важную роль играли ремесленники Средней Азии и Крыма, прослеживаются традиции мастеров Ирана, Китая, Византии, Сирии, Египта. Дина Валеева справедливо подчеркивает, что булгарская культура и искусство стали составной частью общей сокровищницы золотоордынской цивилизации. Характерной чертой искусства всего мусульманского мира был синтез архитектуры и декоративного искусства. В качестве примера автор приводит Малый минарет, в котором привлекают строгость, простота, выразительность резьбы, что позволяет говорить о среднеазиатских традициях в монументальном декоративном искусстве. В книге этот тезис убедительно подтвержден и документирован иллюстративным материалом.
Интересно, эмоционально и убедительно освещена эволюция скульптурных изображений тюркоязычных народов. В мусульманском мире надмогильные плиты остались, а вот антропологические изображения были заменены письменными сведениями об умерших.
Заслуживает внимания оценка кожевенного дела булгар как искусства. Изделия из кожи сохранились плохо. Однако скоро, думаю, в научный оборот будет введен новый материал – фрагменты кожаных изделий, найденные при раскопках Казанского Кремля, в частности у северного края Кремлевского мыса.
Интересен раздел книги, в котором анализируются изделия из стекла и камней. Многочисленные находки стеклянных поделок свидетельствуют об изготовлении стекла на территории Волжской Булгарии.
В книге дан глубокий анализ булгарской керамики и художественного металла золотоордынского периода, которые продолжают традиции домонгольского периода и вместе с тем отмечены большим разнообразием форм.
Следует заметить, что искусство волжских булгар эпохи Золотой Орды рассматривается в книге на фоне основных исторических событий, происходивших в Восточной Европе. Это позволяет понять и осмыслить особенности его формирования.
К достоинствам книги относится не только то, что автор сумел собрать в единое целое достаточно разбросанный и нередко малоизвестный материал золотоордынской эпохи, но и добротно обработал его, интерпретировал на профессиональном уровне.
Книга “Искусство волжских булгар периода Золотой Орды”, несомненно, является вкладом в изучение культуры этого народа. В ее основу положен большой фактический материал, а также обширная литература, связанная с искусством и исламом. Появление данного труда – праздник для исследователей и широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой Золотой Орды и ее высокоразвитой провинции – Волжской Булгарии.
Петр СТАРОСТИН.
Заведующий национальным центром археологических исследований
Института истории им.Ш.Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.