Театральные традиции возникают раз и навсегда. Примером тому – новый спектакль Фарида Бикчантаева “Вот так случилось” по пьесе известного татарского драматурга Туфана Миннуллина. Премьера состоялась 7 ноября, в день рождения Марселя Салимжанова. Дав обещание каждый год в этот день выпускать премьеру, Бикчантаев в 2002-м приурочил к этой дате спектакль “Черная бурка”, а в этом году день памяти Мастера ознаменовался постановкой, которую действительно можно назвать театральным открытием и щедрым подарком казанскому зрителю.
Туфан Миннуллин обозначил жанр пьесы как лирическую комедию, автор спектакля – как театрализованную новеллу. Мне же хочется назвать новую постановку сценическим стихотворением в прозе. Вполне бытовой сюжет оказался на периферии поэтического видения режиссера, который прочитал пьесу Туфана Миннуллина (стоит отметить ее богатый, сочный язык) именно как стихи.
О том, что вся эта история приключилась десять лет назад, мы, зрители, узнаем только в финале спектакля. А до тех пор Ильдус Габдрахманов – актер трепетный и тонкий – несколько раз будет выходить на авансцену и, оставшись в световом пятне один на один с публикой, исповедоваться ей под музыку “дзен” (композитор Р.Абубакиров), которая, как песчинки в песочных часах, каким-то неведомым мелодическим способом отсчитывает неумолимое время. Время жизни, время судьбы, время спектакля, в ходе которого выяснится, что главный герой спектакля Алмаз влип в довольно-таки некрасивую историю.
После армии он приехал в деревню, где жили родители его однополчанина, и случайно встретил там на улице симпатичную девушку Гульшат (Алсу Каюмова). За время их немногочисленных свиданий она не проронила ни слова. Зато ее отец Нургали (Ренат Тазетдинов проявил в этой роли неожиданную для всех острую характерность) оказался куда разговорчивей. От него мы узнали, что Гульшат, учась в Казани, забеременела невесть от кого и теперь ее чадолюбивый отец, желая избавить свой род от позора, предлагает Алмазу стать фиктивным женихом дочери. Состоялась импровизированная свадьба, в финале которой Гульшат залепила новоиспеченному мужу вполне заслуженную пощечину. Он же, награжденный этой пощечиной и подарком от Нургали – машиной “Ока”, уехал в свою родную деревню, где и промаялся год, будучи не в силах забыть суровую и красивую девушку. Она будет приходить к нему в разноцветных снах, и, не выдержав этой световой магии, парень вернется к Гульшат, и, в конце концов, они будут счастливы.
Режиссера спектакля взволновала прежде всего поэтическая изнанка этой истории. Вот почему он так оберегал внутренние лирические монологи героя, всякий раз побуждая его обращаться напрямую к залу. Мизансценическая статика спектакля, перемежаясь наполненными теплотой и юмором жанровыми картинками, достойна сравнения с античным театром. В контексте такого решения воспринимается и необычная, неожиданная для театральной Казани декорация – фура с зеркалами на колесах, в которых причудливо отражается вечерняя деревенская панорама как бы из темно-синего бархата, где призывно горит одно-единственное окошко.
Декорация Сергея Скоморохова всякий раз норовит встать по диагонали – будь то свадебный стол или широко распахнутые ворота. Диагональ человеческой судьбы стала решением театрального пространства. А петербургский художник по свету Евгений Гинсбург сочинил для спектакля потрясающую световую партитуру, хочется сказать – симфонию. Пластически история Туфана Миннуллина решена именно через свет.
В сцене сна магия света наиболее отчетлива. В его разноцветных бликах Алмаз встречается со своей Гульшат, целует ее, а она рыбкой выскальзывает из его нежных объятий. А в финале фура с зеркалами развернулась к залу – чтобы в зеркале сцены отразились перипетии уже наших зрительских, никем не востребованных судеб…
Стоит ли говорить о том, что реальность событий пьесы оказалась более призрачной, чем сны и воспоминания Алмаза. Это тоже реальность, причем более важная, чем сама жизнь. И финальный дар публике – цветущий яблоневый сад, наподобие японской сакуры, в нежной дымке которого появились, на мгновение застыв, все действующие лица. Вот так случилось…
Эльвира ГАФАРОВА.