Симфония на фоне кризиса жанра

Съезды и пленумы – неотъемлемая часть творческой деятельности Союза композиторов Татарстана.

Съезды и пленумы – неотъемлемая часть творческой деятельности Союза композиторов Татарстана. Сегодня, как и в советский период, они сопровождаются широким показом произведений, отражающих современные музыкальные тенденции. Это время премьер, обсуждения актуальных проблем композиторского и исполнительского творчества. Последний по времени пленум СК стартовал весной этого года, а его заключительным аккордом стал концерт симфонической музыки, состоявшийся 18 октября в ГБКЗ им.С.Сайдашева. В его программу вошли произведения композиторов разных поколений, развивающих в своем творчестве традиции как татарской, так и русской симфонической музыки.


Открылся концерт исполнением фрагментов из балета Л.Любовского “Сказание об Йусуфе”, поставленного в 2001 году на сцене Татарского академического театра оперы и балета им.Джалиля.


Премьерой стало исполнение “Поэмы” для симфонического оркестра Рифа Ильясова, посвятившего свое новое сочинение памяти учителя – талантливого татарского композитора Р.Белялова. “Симфонические картинки” Шамиля Тимербулатова вновь удивили слушателей непредсказуемостью, отсутствием инерции в развертывании музыки, темпераментом.


Большое впечатление произвел и “Никольский триптих” Анатолия Луппова. В основу трех оркестровых миниатюр цикла легли русские народные песни, записанные автором на фольклорном празднике “Каравон”, ежегодно проводимом в селе Никольском Лаишевского района.


Светлана Зорюкова принадлежит к самому молодому поколению композиторов республики. Тем не менее она уже зарекомендовала себя как смелый, ищущий музыкант. В концерте прозвучала ее поэма для камерного оркестра “Путь на Восток”. Развертывание этого масштабного драматического сочинения (хотя и не лишенного некоторых длиннот) полно неожиданных контрастов и сопоставлений.


Один из крупнейших композиторов республики Ренат Еникеев представил на суд слушателей произведение в совершенно новом для татарской музыки жанре транскрипции. В основе его сочинения лежит известнейшее произведение классика татарской музыки М.Музафарова – Второй концерт для скрипки с оркестром. К слову, создание транскрипций произведений композиторов прошлых эпох – давняя традиция европейской музыки. Их писали И.-С.Бах, Р.Шуман, Ш.Гуно и другие.


Весь концерт был замечательно проведен маэстро Мансуровым. Государственный симфонический оркестр РТ под его управлением звучал выразительно и тонко. Музыкантам несомненно удалось раскрыть многие нюансы, детали партитур и донести до слушателей тот специфический мон, который отличает татарскую народную музыку. Большую музыкальность, глубину чувств, пианистическое мастерство вновь продемонстрировал замечательный пианист Марат Сиразетдинов.


Программа симфонического концерта представила широкий спектр творческих интересов композиторов, основные тенденции и направления в современной симфонической музыке. Очевидно, что она развивается преимущественно в русле традиционной системы жанров – симфония, поэма, сюита, концерт. В этой области композиторы мало экспериментируют, не пытаясь раздвинуть горизонты жанра за счет обновления композиторской техники, синтеза с другими жанрами и видами искусства. В последнее десятилетие симфонический жанр в отечественной музыке вообще утратил свой былой статус. Одной из причин этого, видимо, является само наше время – нестабильное, психологически дискомфортное, не располагающее к глубоким философским обобщениям. Другая причина, возможно, связана с чисто техническими трудностями, сопряженными с исполнением крупных симфонических опусов. Насколько глубоки и преодолимы эти кризисные явления в области симфонического творчества, – покажет время.


Танзиля АЛМАЗОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще