Авангард и традиции – понятия совместимые

В Музее изобразительных искусств РТ с успехом проходит выставка “Традиции авангарда в современном искусстве Татарстана”.

Автор статьи: Максим ЩЕРБАКОВ

information_items_1347368772

В Музее изобразительных искусств РТ с успехом проходит выставка “Традиции авангарда в современном искусстве Татарстана”. В работах более ста ее участников нашли отражение явления и процессы, происходящие сегодня в художественной жизни республики. Экспозиционное пространство представляет все жанры, где каждый художник проявляет свою творческую индивидуальность.


Десять лет назад казанский искусствовед Вера Цой, которой, к сожалению, уже нет с нами, взяла на себя смелость впервые организовать подобную выставку. Тогда рядом с реалистическими пейзажами Шишкина, картинами Фешина были вывешены яркие полотна художников, бросивших вызов традициям. Нынешняя экспозиция значительно больше, а представленные на ней творения еще смелее и раскованнее. Авангард – это искусство, призывающее не сдерживать эмоции, а, взяв кисти и краски, творить свой мир. Чем искреннее и откровеннее художник, тем интереснее он окружающим.


Многие картины были извлечены из запасников музея. В первом зале представлен художественный авангард начала двадцатого века – геометрические плоскости Тагирова, Чеботарева, Шикалова, модернистские городские пейзажи и кубические натюрморты Мансурова, в начале двадцатого века руководившего мастерской живописи в Казанской художественной школе.


Трудно было бы представить эту выставку и без картин художников-“шестидесятников” Алексея Аникиенка, Вулоха, наделенных удивительным даром видеть в простом и обыденном нечто запредельное. Ранние работы Геннадия Архиреева – “Часы” и “Автопортрет на велосипеде” – завораживают необычностью застывшего движения. Открытием стала и малоизвестная работа Абзгильдина “Кентавры”, в которой любовь мифологизирует человека, превращая его в сказочное величественное существо. Не утраченная с годами способность в радостном удивлении открывать для себя мир восхищает в “Старике” Кильдибекова.


Файзрахманов на досках “под древность” изобразил все символы загадочного народа хазар. Его “Хазарский словарь”, безусловно, навеян прозой Павича, но здесь своя трактовка образов. “Кукольный дом” Артамонова еще раз напомнил, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры. Работа Татьяны Пашагиной “Парус белый, парус синий” – символический образ России. Салихов передает настроение через цвет: черный, белый, фиолетовый, зеленый и, как пятнышко незащищенности, ранимости, – розовый. Нестеренко ушел в “Сиреневое” и проявился в “Белом”. Эротические натюрморты Бойко, “Железные картины” Вязникова – все об одном: о поиске счастья, себя – в мире и творчестве.


Фотография ближе всего к искусству авангарда. Это подтверждает и “Портрет с моделью” Фарита Губаева. Возможно, именно так, в женском обличье, автор видит себя в ином измерении, ведь в каждом из нас есть инь и янь – женское и мужское начала. Графика Умерова погружает в мир эротики, в мир чувств мужчины, цикл его работ так и называется – “Мужская планета”. Простов-Покровский смотрит на современность, погружаясь в средневековье. Его триптих “Пора святош”, картины “Рождественские прогулки”, “Голгофа” заставляют задуматься о смысле жизни. Художник Хисамов фантазирует на темы осени – и как времени года, и как “золотой”, плодоносящей поры человеческой жизни…


Словом, всего не перечесть, впечатлений от выставки так много! Просто представьте себе карусель, раскрученную до невероятных скоростей, а вы к тому же висите вниз головой – каким тогда вам покажется мир?


Елена ЧЕРНЯЕВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще