Набережночелнинский государственный театр кукол открыл новый театральный сезон премьерой спектакля “Старик и волчица”. Поставленный по мотивам черкесской народной сказки, он тем не менее предназначен для взрослых.
В афише театра с момента его открытия в 1987 году значились, сменяя друг друга, 47 спектаклей на русском и татарском языках. Однако нынешняя премьера – всего лишь третья попытка труппы расширить границы жанра, который, хотим мы того или нет, больше ассоциируется с детской публикой. Пригласить в зал не малышей, перед которыми привыкли играть артисты, а их родителей – это большой риск потерпеть неудачу. Но в челнинском театре кукол подобрался смелый творческий коллектив. Это он доказал еще десять лет назад, осуществив постановку пьесы Семена Злотникова “Два пуделя”. Правда, в том спектакле все-таки преобладал так называемый живой план, когда актеров на сцене не скрывает ширма, куклам же предназначена вспомогательная роль. Да и современная драматургия, к которой тогда театр обратился, подогревала зрительский интерес. А здесь – сказка… Однако автор инсценировки Ибрагим Шауох столь точно спроецировал на фольклорную основу литературного материала приметы нашей сегодняшней жизни, что в зале в течение всего спектакля стоял непрерывный хохот. (Можно вспомнить, что подобный прием использовал Евгений Вахтангов в работе над своей знаменитой “Принцессой Турандот” по сказке Карла Гольдони.) Покорил челнинскую публику и актерский темперамент Галины Кузнецовой, игравшей Волчицу. Не выпадали из ансамбля другие ведущие актеры театра – Альберт Сахабутдинов и Минзария Туктарова.
В середине девяностых годов прошлого века первый профессиональный театр в автограде по известным причинам оказался в культурной изоляции. Но начиная с 2001 года он вновь стал выезжать на гастроли, участвовать во всероссийских и международных театральных фестивалях. Нынешним летом побывал сразу на четырех таких форумах – в Нижнем Новгороде, Перми, Оренбурге и Абакане. В столице Хакасии главный режиссер театра Игорь Клюев и обратил внимание на работу своего коллеги из Абаканского театра кукол Е.Ибрагимова, творчески развив его замысел.
– Почему мы решили открыть сезон этнографическим спектаклем? – говорит Игорь Клюев. – Сегодня общество воспринимает Кавказ как прибежище террористов, убийц и насильников. Мы хотим разрушить этот стереотип. На Кавказе живут мудрые, добросердечные люди. В чем мы могли убедиться в процессе работы над спектаклем, поставить который нам помогала грузинская национальная община Набережных Челнов.