Вчера 25-летие своей творческой деятельности отметила народная артистка Республики Татарстан, прима-балерина Татарского академического театра им.Мусы Джалиля Луиза Мухаметгалеева.
Ее знают и любят поклонники хореографического искусства не только в Казани. Луиза Мухаметгалеева станцевала многие ведущие партии классического репертуара – Одетта-Одилия в”Лебедином озере”, фея Сирени, фея Карабос и Аврора в “Спящей красавице”, яркая, темпераментная Китри в “Дон Кихоте” и Гамзатти в “Баядерке”, свободолюбивая и страстная Кармен, Мирта в “Жизели”… Эти и другие, подчас противоположные по характеру партии в ее исполнении неизменно покоряют публику. Балерину отличает не только мастерство перевоплощения, но и беззаветная преданность любимой профессии, театру.
– Луиза Ильдусовна, как и почему вы стали балериной?
– Это произошло случайно. В детстве я занималась художественной гимнастикой. И однажды мы выступали на сцене театра имени Мусы Джалиля, где меня и увидела Сейяра Сагировна Юнусова, возглавлявшая тогда хореографическое отделение музыкального училища. Я прошла отборочный тур, и меня приняли, но внутренне не была готова к этому. Балет тогда казался мне чем-то недосягаемым. Но меня поддержала мой тренер Светлана Петровна Тюрина – она обожала балет, и у нас в школе на стенах висели фотографии Улановой, Плисецкой и других прославленных балерин.
– Какое событие в вашей творческой жизни особенно запомнилось?
– Назначение на партию Одетты-Одилии в “Лебедином озере”. Это стало для меня полной неожиданностью, ведь до этого самой значительной моей ролью была Царь-девица в “Коньке-Горбунке”, а тут такая великая партия! Готовить ее мне помогала Нина Александровна Федорова, в прошлом известная балерина Мариинского театра. После того, как я станцевала Одетту-Одиллию, моя творческая карьера пошла в гору.
Мне посчастливилось работать и с такими корифеями хореографии, как Габриэла Комлева, Никита Долгушин, Сергей Радченко. Тот самый Радченко, который танцевал с Майей Плисецкой премьеру “Кармен-сюиты” в Москве. И было очень приятно услышать от него, что Кармен, которую я мечтала станцевать, это “моя” партия.
– А почему вы мечтали именно о Кармен?
– Я даже не могу сказать, почему. Но помню, что, когда мы только начинали учиться и кто-то из педагогов спросил, какую партию мне хотелось бы станцевать, я не задумываясь ответила: “Кармен!” А уж когда увидела “Кармен-сюиту” в постановке Альберта Алонсо и Майю Плисецкую – Кармен, это желание стало всепоглощающим.
– После вашего предыдущего творческого вечера прошло шесть лет. Какие важные события произошли за это время в вашей жизни?
– Во-первых, исполнилась моя заветная мечта – в нашем театре поставили “Кармен-сюиту”, где я танцую свою любимую партию. Во-вторых, моя дочка Алина окончила хореографическое училище и дебютировала на сцене нашего театра. Мой творческий багаж пополнился и другими интересными партиями. Последняя из них – Озе, мать Пер Гюнта в только что состоявшейся премьере.
– Балет помог вам открыть в себе что-то новое, неожиданное?
– Да, актерские способности, о которых не подозревала. В жизни я достаточно спокойный, уравновешенный человек, а балет помог мне открыть в себе драматическое дарование.
– Где вы себя чувствуете лучше – на сцене или в жизни?
– Не могу это разделить. Все, что я проживаю на сцене, продолжается и вне ее. Я не могу уйти со сцены и все забыть. В моей жизни все взаимосвязано.
– Вы не раз бывали с театром за рубежом. Никогда не возникало желания остаться там навсегда, как некогда Нуриев, Барышников, Ирек Мухамедов?
– Новые страны, впечатления – это всегда интересно. Но уехать туда навсегда – нет, не хотела бы. Скучаю по дому… И потом, когда танцуешь для нашей публики, тем более зная, что она приходит специально на тебя, – это дорогого стоит. Хотя иногда я думаю, что было бы интересно попробовать себя и в работе с другими труппами, в том числе зарубежными. Но уже возраст не тот.
– Помню, шесть лет назад вы посетовали на то, что зрители не тянутся в театр, как раньше, когда на сцене блистала плеяда ваших предшественниц – Анна Гацулина, Нинель Юлтыева, Ирина Хакимова. “А нас, – сказали тогда вы, – знают плохо”. С тех пор что-нибудь изменилось?
– К счастью, да. Сейчас и наше поколение артистов балета знают и ходят на имена. А на подходе – и это радует – молодые таланты. Из танцовщиков это прежде всего Артем Белов и Нурлан Канетов, а из балерин особо хочу выделить юную Сашу Суродееву. В свои восемнадцать лет она уже станцевала главные партии в “Щелкунчике”, “Ромео и Джульетте”, “Спящей красавице” и только что – в “Пер Гюнте”.
– Ваши главные заповеди в жизни и профессии?
– Мне кажется, что порядочность и самоотдача – это самое важное и в жизни, и на сцене.
– А почему вы, решив заняться педагогикой, выбрали такой сложный предмет, как актерское мастерство?
– Этому действительно трудно научить, особенно в балете. Нет специальной литературы, учебников. Но мне предложили вести этот курс, и я не отказалась, потому что мне интересно и хочется передать молодым то, чему меня научили и что я сама познала на своем опыте.
– А кроме того, вы теперь еще и педагог-репетитор нашей балетной труппы. Ваша главная педагогическая заповедь?
– В педагогике – главное, чтобы было взаимопонимание с учениками. Если есть точки соприкосновения, это классно! По себе знаю, как иногда может ранить слово или наоборот – если педагог тебе не сказал ни слова…
– Ваши творческие планы?
– Они как раз связаны с переходом на педагогическую работу с труппой. И здесь мне еще многому надо учиться самой. Надеюсь, мне поможет то, что получаю на кафедре педагогики хореографии в нашей консерватории, где я учусь заочно на третьем курсе. Нам преподают Нинель Даутовна Юлтыева, Сейяра Сагировна Юнусова, а также профессора Петербургской академии танца.
– Трудно все совмещать?
– Очень. Но нужно.
– Ваш муж считает, что вы фанатично преданы балету и семье. Ну, с профессией все ясно. А вот семья… Как вам удается при такой нагрузке все успевать? Откройте секрет.
– Секрета нет. Многие наши балерины живут в таком режиме. Я благодарна моим близким. Когда мне тяжело, когда устаю, они идут мне навстречу. Даже если дома нет чего-нибудь вкусненького, обходимся бутербродами, и никто не сетует. Мы, артисты, народ кочевой, привыкли жить по-спартански.
– А кто в вашем доме глава?
– У нас главы нет, демократия. Мы с Захаром все делаем сообща. Он помогает мне не только по дому, но и в моей профессии. Как музыкант, хорошо разбирающийся в балете, он довольно критичен в своих оценках, но это и полезно.
– Вы рады, что Алина стала балериной?
– Пока еще только артисткой балета… Зная, какой это тяжкий труд, я не хотела, чтобы она пошла по моим стопам. Алина очень хорошо пела, училась в музыкальной школе, и я думала, что она, как и отец, станет музыкантом. Но верх взяла все-таки хореография.
– А вы узнаете в ней себя?
– Да, да. У нее тоже хороший драматический дар, и на сцене мы чем-то похожи…
– Наверное, приятно танцевать рядом с собственной дочерью…
– Ну, конечно. Но это и ответственно, потому что я должна выглядеть не хуже… Во всяком случае, это очень подтягивает. А сейчас Алина танцует в труппе Бориса Эйфмана и уже побывала во многих европейских странах. Не сможет она приехать и на мой вечер из-за зарубежных гастролей. Очень жаль… Но раз уж она выбрала эту профессию, дай Бог, чтобы у нее все сложилось удачно.
– В чем для вас счастье, и счастливый ли вы человек?
– По-моему, постоянно человек не может быть счастливым. Сужу по себе. По знаку Зодиака я – Весы, и настроение у меня постоянно колеблется. Я могу назвать себя человеком, который не раз переживал мгновения счастья, и благодарю за это свою судьбу.
Беседовал