Преклонение перед иконой-покровительницей не знало религиозных границ

Уважаемые читатели!

Уважаемые читатели! Мы продолжаем конкурс на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, который посвящен наступающему тысячелетию Казани. В сегодняшнем выпуске сделаем обзор ответов, которые участники нашего творческого соревнования прислали на задание одиннадцатого тура (см. “РТ” №147-148 от 24 июля с.г.).


На Ивановском спуске

Изображенная на фотографии часть Казани в нашем конкурсе уже фигурировала, правда, в несколько ином ракурсе (см. тур VII – “РТ” №69-70 от 5 апреля с.г.). На сей раз взору предстает панорама городских кварталов к западу от Спасской башни. Вдали, у линии горизонта, можно разглядеть берега и русло Волги. Слева на переднем плане расположена Николо-Ляпуновская церковь – ныне, как мы уже выяснили, на ее месте стоит здание Академии наук РТ. А центральное место на снимке занимает многолюдное шествие по Ивановскому (ныне Кремлевскому) спуску на улицу Большую Проломную (Баумана).


Если место действия большинство читателей определили верно, то о событии, по поводу которого горожане вышли на улицы, знают единицы. В том-то и ценность этого уникального снимка, что он выхватил из прошлого и донес до нас эпизод основательно забытой страницы истории родного края. Между тем напоминание о былой традиции существенно обогатит наши представления о тысячелетней Казани.


Дело было летом

Итак, перед нами многолюдное скопление народа в центре города. Некоторые люди (это видно, например, в самом центре снимка) забрались на крыши домов или следят за происходящим с высоких заборов. А вот фотографу даже разрешили забраться на часовню у Спасской башни (до революции это, мягко говоря, не приветствовалось), простоявшей до конца двадцатых годов прошлого столетия. Одним словом, становится ясно, что событие запечатлено неординарное. Но что же это такое – великий праздник или большое горе?


Впервые мнения участников конкурса столь существенно отличались друг от друга. Были высказаны предположения о событиях прямо противоположных – о встрече неких царственных особ, праздновании 300-летия дома Романовых, очередной годовщины Октября, дня образования Татарской АССР и даже в честь открытия памятника Г.Р.Державину… Единственно, на чем сошлось большинство читателей: снимок не мог появиться позднее весны 1918 года. Именно тогда в Казани, как и по всей стране, по указанию новых властей были упразднены прачечные (учреждение с такой вывеской видно на фотографии справа) и иные подобные заведения как мелкобуржуазные атрибуты. Большевики сочли, что новые хозяева жизни должны обстирывать себя сами и прислуга (занятие унизительное!) в этом деле излишня.


Семья Григорьевых из Казани предположила, что речь идет о Февральской революции и на фотографии изображена демонстрация в поддержку свержения монархии, которая состоялась, скорее всего, 7 (20 – по новому стилю) марта 1917 года. По мысли авторов версии, шествие организовали рабочие фабрик и заводов из Заречья (откуда со стороны Кизической, ныне Ленинской, дамбы они и движутся), по традиции считавшиеся опорой революционных партий. Их активно поддержали мусульмане – на снимке отчетливо просматриваются фигуры женщин в белых мусульманских платках.


Другой постоянный конкурсант – Ильгиз Валиуллин, первоначально предположив, что историческая картинка больше напоминает провозглашение в Казани Советской власти, сделал серьезную оговорку. По его наблюдению, события происходят летом. По крайней мере на деревьях можно заметить густую листву, большинство людей одеты легко, некоторые дамы держат в руках солнцезащитные зонтики. Конечно, всего этого не могло быть ни по ходу Февральской революции (еще не сезон), ни Октябрьской (уже не сезон – листопад остался позади).


Возможно, на снимке август 1914 года, когда была объявлена война Германии и Австро-Венгрии. Известно, что первоначально в российском обществе это вызвало взрыв патриотизма. Впрочем, пишет И.Валиуллин, нельзя исключить и обратной интерпретации, и тогда на снимке – более поздняя по времени антивоенная манифестация.


Крестный ход

Читательница Анна Семенова из Лаишевского района обратила внимание на другую малозаметную, но примечательную деталь: на Ивановском спуске еще нет трамвайных путей, которые были проложены здесь в 1899 году. Назвать конкретное событие она затруднилась, зато верно “отодвинула” назад временную границу появления фотографии.


Тем самым А.Семенова укрепила версии, приведенные независимо друг от друга казанцем Рустемом Сафиным и набережночелнинцем Билялом Канеевым. Они предположили, что речь идет о торжествах по случаю открытия на Ивановской площади памятника Александру II. Напомним, что они состоялись 30 августа 1895 года.


Оба конкурсанта подошли к ответу творчески, прислав в подтверждение своей точки зрения копии уникальных выдержек из дореволюционных (московских, санкт-петербургских, казанских) и современных газет. Подборка старых публикаций, подготовленная Р.Сафиным, представляет собой любопытный исторический экскурс в прошлое, довольно компетентно составленный и предоставляющий информацию, что называется, из первых рук. Содержательна в этом смысле и одна из публикаций в нашей газете казанского краеведа Юрия Фролова (“РТ” от 7 октября 1995 года) с “хронометражем” торжества по случаю открытия памятника царю-освободителю, к которой апеллирует наш конкурсант из автограда. Вслед за Ю.Фроловым Б.Канеев предлагает обсудить гипотезу о том, что представленный снимок мог сделать известный до революции фотограф Фельзер.


Не отвергая в целом правдоподобности этой версии, отметим, что Р.Сафин и Б.Канеев правильно называют само действо, изображенное на фотографии. Это – крестный ход. И все-таки его поводом, по словам владельца фотографии Абдуллы Дубина (снимок является частью дошедшего до нас фототриптиха о крестном ходе), стало совсем другое событие – чисто религиозное.


Ближе к разгадке оказалась Тамара Куклина. Она сообщила, что перед нами – устраиваемый время от времени церковнослужителями крестный ход в память Смоленской иконы Божией Матери, который обычно проходил в престольный праздник – 28 июля в связи с событиями 1654 года. Напомним, что тогда в Казань, где свирепствовала чума, прибыла целительная Смоленская икона Божией Матери. На месте ее встречи впоследствии был возведен Кизический монастырь.


Именно оттуда религиозная процессия двигалась, чтобы, как считает Т.Куклина, оказаться к вечерней службе в Петропавловском соборе. О том, что дело происходит после полудня, действительно доказывают тени от предметов.


И все же на самом деле речь идет о крестном ходе в честь другой святыни – великой общерусской, покровительствующей городу Казанской иконе Божией Матери. Именно такой правильный ответ дал казанец Борис Милицын. Правда, он не совсем точно называет сезон – 22 октября (4 ноября по н.ст.). Церковный календарь чествует икону дважды в год: в день ее явления 8 июля (21 июля по н.ст.), начиная с 1595 года, и в октябре/ноябре – в знак чудесного избавления Москвы от польских интервентов (с 1613 года). Известно, что многолюдные крестные ходы в Казани устраивались в основном летом. В случае с Казанской иконой Божией Матери говорить об этом можно абсолютно уверенно – на это указывает и ряд письменных источников (например, М.Пинегин).


Итак, на фотографии представлено шествие в честь летнего празднования иконы. В этом смысле публикация данного снимка в конце июля была для читателей возможной подсказкой.


А вот точный год шествия, изображенного на фотографии, неизвестен. Судя по различным постройкам, нужно говорить о конце 1880 – начале 1890-х годов. Точно можно утверждать только одно: в последний раз подобный крестный ход состоялся в 1903 году. Через несколько месяцев икона, как известно, была похищена из Казанского Богородицкого монастыря. Чтобы иметь о предмете нашего внимания полное представление, сделаем отступление.


Общероссийская святыня

Казанская икона Божией Матери была написана в греческой традиции живописи на кипарисовой доске небольшого размера. Обшита малиновым бархатом с прорезями для ликов Богоматери, младенца-Спасителя и для благословляющей руки. Имела две драгоценные ризы. Одну из червонного золота, украшенную 18 бриллиантами и 412 более мелкими драгоценными камнями. Другую – золоченую, сплошь унизанную жемчугом, с бриллиантовой короной, подаренной Екатериной II во время посещения Казани в 1767 году. Эту ризу украшали другие многочисленные драгоценные камни.


Религиозная версия обретения иконы общеизвестна. 8 июля 1579 года десятилетней девочке Матрене, дочери Данилы Онучина, приснился вещий сон – с явлением Пресвятой Богородицы. Он несколько раз повторился. Однажды наутро в золе соседского сгоревшего дома в присутствии будущего архиепископа Гермогена девочка на глубине полутора метров раскопала прекрасно сохранившуюся икону.


Сначала находка хранилась рядом – в храме Николы Тульского. Впоследствии по повелению Ивана Грозного в честь иконы был основан Казанский женский Богородицкий монастырь. По указу его сына Федора Иоанновича в 1594 году был построен каменный храм с приделами Успения Божией Матери и Святого Александра Невского, который простоял почти 200 лет. Летом 1774 года монастырь подвергся поруганию и разрушению со стороны пугачевской армии.


На новый храм жертвовали деньги императоры Павел I и Александр I. В 1804 году возрожденный монастырь был освящен. А в 1932-1933 годах разрушен окончательно, правда, не полностью. В оставшихся зданиях ныне располагаются табачная фабрика и одно из общежитий Казанского педагогического университета.


Уверовавший в чудодейственность Казанской иконы Божией Матери, основатель династии Романовых царь Михаил Федорович установил список иконы в московском Казанском соборе. В свою очередь Петр I повелел перенести этот лик в Санкт-Петербург, где он и хранился в сооруженном в его честь Казанском соборе.


В канун праздника Обретения иконы Казанской Божией Матери, 29 июня 1904 года, оригинал иконы был похищен вором-рецидивистом Чайкиным из летнего храма казанского Богородицкого монастыря. Как утверждали дореволюционные газеты, сняв с иконы драгоценности, воры сожгли ее в железной печи во дворе одного из домов Кирпично-Заводской улицы, что в Академической слободе. Чайкин был пойман и окончил жизнь в Шлиссельбургской крепости.


Сегодня в часовне Папы Римского находится один из списков (считающийся специалистами одним из лучших) чудотворной иконы. Возможно, тот самый, который в 1920-е годы был изъят из Казанского собора в Ленинграде и продан за рубеж. Проделав большой путь по рукам частных коллекционеров по Англии, Испании, Португалии, икона в 1993 году в качестве частного дара попала к Папе Римскому Иоанну Павлу II.


Вот уже несколько лет идут переговоры о возвращении этой православной реликвии на родину.


Всем миром

Как видно на фотографии, крестный ход собрал впечатляющее количество людей. И это при том, что мы уже не видим головной части шествия с самой иконой и хоругвями – она скрылась, завернув на улицу Большую Проломную. Среди участников шествия было немало татар – не только кряшен, но и, как уже было упомянуто, мусульман – представления многих из них были довольно прогрессивными и позволяли участвовать в христианских ритуалах. Ведь убеждение в том, что Бог един, имела не только интеллигенция. Справедливости ради отметим, что татары вовсе не были активными участниками шествия – они всего лишь замыкали его или были среди зрителей.


Что касается общего маршрута шествия, то он пролегал по Ивановскому спуску от площади Александра II к Николо-Нисской (Никольской) церкви на улице Проломной. Хорошо видно, как ряды полицейских (один из них, по-видимому, начальствующий, гарцует на коне) в праздничной белой форме, которые регулируют движение, отделяют шествующих от собравшихся зевак.


Общий маршрут крестного хода пролегал из храма Богородицкого женского монастыря через Соборный храм Благовещения в Казанском Кремле и шел далее через Ивановский монастырь и Никольскую церковь к Петропавловскому собору.


Как видим, задание XI тура было не из легких. И все-таки большинство участников конкурса доказали свою эрудицию. Почти все участники интеллектуального соревнования прислали очень подробные ответы с интересными версиями и догадками. Несомненно, все это будет учтено при подведении итогов второго круга нашего конкурса. А само награждение уже не за горами. Лучших конкурсантов ждут призы.


Подготовил


Андрей ЛЕБЕДЕВ.


Фото из коллекции Абдуллы Дубина.


ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ТУР


Внимание! В заключение представляем очередную фотозагадку. Читателям необходимо назвать место и приблизительное время события, а также сообщить, по какому поводу оно состоялось.


+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще