Фантазия на тему “Пер Гюнта”

Вслед за оперной труппой театра им.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Вслед за оперной труппой театра им.Джалиля, открывшей сезон премьерой оперы Бизе “Искатели жемчуга”, настал черед и балетной труппы. Начало нового сезона она также ознаменовала премьерой. На суд казанских зрителей был представлен балет “Пер Гюнт” на музыку Эдварда Грига. А она, как заметил в свое время Петр Ильич Чайковский, сразу и навсегда завоевала русские сердца, ибо есть в ней “что-то нам близкое, родное, несказанно чарующее…”


Сцена из спектакля. Сольвейг - Елена Щеглова, Пер Гюнт - Денис Усталов.В Казани балет “Пер Гюнт” впервые был поставлен более тридцати лет назад. А нынче творческую группу создателей спектакля возглавил известный хореограф из Санкт-Петербурга Георгий Ковтун, ранее поставивший в Казани “Легенду о Йусуфе”. Оформлены оба спектакля театральными художниками из Киева Андреем Злобиным и Анной Ипатьевой.


– Известно несколько балетов по мотивам драмы Ибсена, в том числе и созданный Альфредом Шнитке для своего друга – гамбургского хореографа Джона Ноймайера, – сказал Георгий Ковтун. – Мне же хотелось сделать с в о й спектакль, показать с в о е отношение к философскому и романтическому произведению Ибсена, дать свое хореографическое прочтение. И я сосредоточил внимание не на теме странствий героя по свету в поисках своего места в жизни, а на его личности, метаморфозах его внутреннего мира. В отличие от драмы Ибсена Пер Гюнт у нас не путешествует по Африке, Америке и Азии, а окунается в фантастическую стихию Вселенной – вздымается на небеса, опускается на дно морское или под землю, где оказывается в причудливом царстве горного короля – Доврского деда, в окружении троллей и другой нечисти. А в конце жизни возвращается наконец к самому себе. И главная идея спектакля, которую мы стремимся донести до зрителей, в том, что человек, порвавший со своей Родиной, теряет самого себя.


Еще одна находка балетмейстера – образное перевоплощение обманутой Пер Гюнтом девушки Ингрид в искушающих его женщин – дочь Доврского деда, дочь Моря и дочь Неба. В спектакле используется не только музыка Грига к драме Ибсена, но и фрагменты его знаменитых “Норвежских танцев”, а также фортепьянного концерта. А лейтмотивом всего спектакля становится тема судьбы, воплощенная в чудесной, печальной и нежной песне Сольвейг. Вначале она слышна в партии скрипки, потом в оркестровом звучании, а в финале – в серебристом вокализе Венеры Ганеевой. Спектакль удался. По окончании зрители долго не отпускали его создателей со сцены. Аплодисментам, крикам “Браво!” и цветам, казалось, не будет конца. Да и во время действия настоящий взрыв эмоций публики вызвали сцены в пещере горного короля и, конечно, финал спектакля – последняя встреча Пер Гюнта с потерявшей зрение, но не любовь к нему Сольвейг. Особый успех выпал на долю исполнителей партии Пер Гюнта – Бахытжана Смагулова и Дениса Усталова.


Бахытжан СМАГУЛОВ, народный артист Татарстана и Казахстана:


– Роль Пер Гюнта – новая для меня, и я рад, что встретился с ней, правда, почти под занавес карьеры танцовщика. А образ этот сложнейший, очень трудный психологически, ведь надо за спектакль прожить целую жизнь! Да и технически партия эта непростая: девять красивейших и сложнейших дуэтов с разными партнерами, каскады прыжков и вариаций, шесть монологов. Ни в одном балете не видел такого. Разве что в “Спартаке” у Григоровича. Поверите ли, за спектакль я потерял четыре килограмма и, конечно, очень устал. Но это приятная усталость. Приятная оттого, что все прошло удачно. Пер Гюнт мне симпатичен, но сам я, признаюсь, нашел свое счастье быстрее.


Елена ЩЕГЛОВА, народная артистка Татарстана:


– “Сольвейг” в переводе с норвежского означает “светлая, чистая”, и я рада, что мне выпало танцевать эту партию. Моя героиня – воплощение всепрощающей любви и вместе с тем очень сильная натура, способная бесконечно ждать своего любимого и остаться преданной ему. В наш меркантильный век этот спектакль – как чистый и живительный глоток. И по реакции публики мы ощущаем, как стосковалась она по таким произведениям, которые воспевают любовь, верность, нравственную чистоту.


Юлия БОЛЬШАКОВА-ЛИДОВА, балетный критик, доцент Российской академии театрального искусства:


– Хочу поздравить казанцев с появлением еще одного талантливого спектакля. Конечно, работа над ним будет продолжаться, но то, что мы увидели сегодня, говорит о большом потенциале, заложенном в хореографии (хотя, на мой взгляд, она не безупречна) и в исполнителях. Это балет о смысле человеческой жизни и высоких чувствах, и он будет понятен всем. И даже тинейджерское восприятие образа Пер Гюнта молодым артистом Денисом Усталовым, который, по-моему, отвечает внутренними импульсами своей души на то, что слышит и может выразить (пока я остерегаюсь говорить о перевоплощении), придает особый шарм и особое обаяние созданному им образу. Ну а построен спектакль так, что каждый артист может проявить свою индивидуальность и сказать в хореографии свое собственное слово.


Наталья САДОВСКАЯ, балетный критик:


– Я тоже хочу поздравить театр с премьерой, тем более что она состоялась в экстремальных условиях – на сцене Тинчуринского театра, меньшей по размерам, чем сцена театра имени Джалиля, и под фонограмму, так как оркестр посадить было негде, то есть в условиях явно невыгодных. Тем не менее это успех. Георгий Ковтун доказал, что он не только мастер современной хореографии – это мы увидели в “Легенде о Йусуфе”, но и классического танца. Достаточно увидеть поставленные им дуэты Пер Гюнта и Сольвейг или изящное па-де-труа в сцене подводного царства. Несомненна его заслуга и в том, что каждый раз он открывает нам новые талантливые имена. В “Йусуфе” это были Нурлан Канетов и Артем Белов, а в “Пер Гюнте”- Денис Усталов, Саша Суродеева (Сольвейг), Ольга Алексеева (Ингрид). Молодые танцовщики успешно справились с необычной и очень сложной лексикой танца.


Присутствовавший на премьере директор международного проекта “Танец без границ” Николай Курочкин сообщил приятную новость: в скором времени казанский балет “Пер Гюнт” увидят в Норвегии и Швеции.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще