Ноктюрн для четырех рук и двух сердец

В концертном зале Татарской филармонии прошел вечер виолончельной музыки под названием “Ноктюрн для четырех рук и двух сердец”.

В концертном зале Татарской филармонии прошел вечер виолончельной музыки под названием “Ноктюрн для четырех рук и двух сердец”. Его задумали и исполнили народная артистка Татарстана Лариса Маслова и заслуженный артист республики, пианист Владимир Варшавский.


Название концерта интриговало, но вызывало некоторые опасения, что вечер мог превратиться в звучание салонной и “развлекательной” музыки. Однако концерт был задуман иначе. В программе, составленной с большим вкусом, были представлены лучшие произведения русской, зарубежной и татарской классической музыки для виолончели и фортепиано в жанре ноктюрна. И с каждым концертным номером интерес публики, слушателей только возрастал.


Лариса Маслова всю программу исполнила на подъеме, очень вдохновенно. С одной стороны, в ее игре чувствовалось внимание к форме каждого звучавшего сочинения, а с другой – проявились главные достоинства ее инструмента – лиричность, напевность.


Концерт начался с ноктюрна Михаила Глинки “Разлука”. И уже здесь слушатели ощутили тайну, волшебство самого звука, его тембра. Звук виолончели возник из тишины, как музыка ночи.


Зато в “Рондо” Боккерини Лариса Маслова показала изящную технику композитора эпохи классического стиля, в которой подчеркнута иная природа инструмента – его виртуозность, изменчивость. А знаменитое “Avе Maria” Баха – Гуно невольно напомнило заключительные строки из “Фауста”:


Здесь заповеданность


истины всей,


Вечная женственность


тянет нас к ней.


Блестящий полонез Ф.Шопена запомнился виртуозно исполненной партией фортепиано, которую Владимир Варшавский провел на одном дыхании, легко, с чувством ансамбля и стиля исполняемого сочинения.


Во втором отделении была представлена музыка композиторов, в которой ярко присутствует национальное начало. Прозвучали опусы для виолончели и фортепиано Арама Хачатуряна, испанского композитора Мануэля де Фалья, Назиба Жиганова и Рустема Яхина. На концерте также впервые в Казани в исполнении Л.Масловой была исполнена пьеса аргентинского композитора А.Пьяццолы “Большое танго”. Это сочинение, посвященное М.Ростроповичу, имело большой успех.


И в целом замысел концерта осуществился. При единстве жанровой основы прозвучали произведения самых разных эпох и стилей, начиная от музыки старых мастеров и кончая композиторами ХХ столетия. Благодарные слушатели оценили это по достоинству и долго не отпускали артистов со сцены.


Борис ЧЕТВЕРГОВ.
Композитор, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще