В минувшую пятницу Татарский академический театр имени Г.Камала открыл свой девяносто восьмой сезон. Уже по традиции это вылилось в праздничное действо – с поднятием флага театра, церемонией награждения за лучший дебют, лучшие мужскую и женскую роли прошлого сезона и т.д. К этому событию были также приурочены две презентации – интернет-сайта Камаловского театра, который теперь имеет виртуальную прописку по адресу www.Kamaltat.ru, и книги воспоминаний о выдающихся деятелях татарского театра. Светлую память о ее авторе – замечательной актрисе Фирдаус Хайруллиной зал почтил минутой молчания.
В первый вечер камаловцы, по традиции, показали “Голубую шаль”, а уже на следующий день сыграли премьеру – “Казанское полотенце” в постановке Фарида Бикчантаева.
Наверное, если бы еще лет десять назад кто-то сказал, что Фарид Бикчантаев будет ставить “Казанское полотенце”, то, скорее всего, очень многие, включая и самого режиссера, сочли бы это за удачную шутку. Тем не менее такое пророчество было ему на самом деле, а имя “пророка” – Марсель Салимжанов. И как видим, оно сбылось.
Если вся русская классика вышла из гоголевской “Шинели”, то вся татарская классическая драматургия – из “Казанского полотенца” Карима Тинчурина. Даже “Голубая шаль” была им написана уже позже. Другое дело, что ее сценическая судьба оказалась гораздо счастливее. Тот же Марсель Салимжанов трижды ставил “Голубую шаль” и только один раз – “Казанское полотенце”. Хотя эта музыкальная комедия тоже написана в соавторстве с Салихом Сайдашевым, и в ней ничуть не меньше красивых мелодий и национального колорита. Да и сатирические стрелы в сторону служителей культа, из-за чего в свое время эта пьеса и не задержалась на сцене, летят там не чаще, чем камешки в огород ишана из “Голубой шали”. Тем не менее театральная статистика говорит сама за себя, и до сих пор “Казанское полотенце” оставалось как бы в тени “Голубой шали”. А потому Бикчантаеву воздастся уже за саму эту попытку восстановить историческое равновесие и справедливость. И, можно сказать, уже воздалось. Потому что в репертуаре театра появился еще один красочный, зрелищный, насквозь музыкальный и абсолютно сегодняшний, современный по духу и языку, спектакль. Причем достичь этого удалось, что называется, минимумом средств. Не понадобилось даже сильно сокращать пьесу. А самая большая режиссерская вольность свелась к тому, что шакирд Салих, под черным форменным мундиром которого бьется еще совсем мальчишеское сердце, а в голове под каляпушем роятся не самые благочестивые мысли, в спектакле оказался един в трех лицах. Соответственно, во столько же раз усилилось ощущение веселой импровизационности, почти бесшабашности и вместе с тем изящества легкомысленных проделок, на которые неистощима эта неразлучная троица – Искандер Хайруллин, Рамиль Вазиев и Ильдус Габдрахман. Под стать им и лирический дуэт спектакля – Радик Бареев и Алсу Каюмова. Юным возлюбленным вообще неведомо чувство опасности, коль скоро их угораздило в поисках укромного местечка взобраться аж на минарет, поближе к звездам, и даже, с легкой руки художника Сергея Скоморохова, воспарить к ним. Для этого “фокуса” актерам не понадобились страховочные ремни, он плавно вытекает из сценографического решения спектакля.
Спору нет, спектакль в первую очередь держится на молодых исполнителях, которые существуют в нем, как в родной стихии. Они прекрасно двигаются, поют (педагог по вокалу – Люция Хасанова, балетмейстер – Олег Николаев), им очень к лицу национальные костюмы, созданные художником Людмилой Волковой… Однако “Казанское полотенце”, как, впрочем, и “Голубая шаль”, тем еще знаменито, что каждая его новая постановка – это своеобразная эстафетная палочка, которая передается от одного поколения камаловских актеров к другому. И нынешняя – не исключение. Многие из тех актеров, кто участвовал в предыдущей, салимжановской постановке “Казанского полотенца” на ролях шакирдов и юных ветрениц, здесь выступают уже в иной ипостаси – почтенных аксакалов и отцов семейств, добрых тетушек и вездесущих сватов. В облике этих колоритных и “вечных” для татарской сцены типажей органично существуют Азгар Шакиров, Наиля Гараева, Дания Нуруллина, Расим Салях и другие.
И все же это спектакль не о противостоянии старого и нового, религиозных догм и юношеского вольнодумства, и вообще он не о противостоянии. Это просто такая игра, в атмосфере которой мирно и уютно уживаются не только “плохие” и “хорошие” персонажи, но и разные театральные традиции в постановке татарской классики – как старые, так и нарождающиеся.
Ольга КРУЧИНА.