“Искатели жемчуга” открыли сезон

Это стало уже доброй традицией – новый сезон Татарский академический театр оперы и балета им.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

Это стало уже доброй традицией – новый сезон Татарский академический театр оперы и балета им.М.Джалиля всегда начинает с премьеры. И нынче, несмотря на продолжающуюся реконструкцию, театр порадовал своих многочисленных поклонников новой постановкой оперы Жоржа Бизе “Искатели жемчуга”.


Верен театр и курсу на содружество с голландской компанией “Евро Стейдж”, благодаря которому в его репертуаре появились “Фальстаф”, “Свадьба Фигаро”, “Набукко”. На этот раз продюсер Питер Ультей предложил для постановки творческую группу из Великобритании. Это режиссер-постановщик Вернон Маунд и его супруга, режиссер по пластике Антула Пападакис, сценограф Пол Эдвардс, художник по костюмам Эмма Райэт. Синтез классического балета и традиционных индийских танцев помогла осуществить танцовщица из Индии Шамита Рэй. Музыкальный руководитель постановки – уже знакомый казанцам маэстро из Италии Марко Боэми.


В основе сюжета оперы – рассказ о беззаветной любви юноши Надира и жрицы Лейлы, на пути к счастью которых встают верховный жрец Нурабад и Зурга – вождь, избранный искателями жемчуга, и давний друг Надира. Ревнуя его к Лейле, Зурга решает предать обоих казни, но после мучительных раздумий дарует жизнь другу юности и Лейле, в которой узнал девочку, спасшую его много лет тому назад. Чувство долга взяло верх над эмоциями. Но расплачивается Зурга за благородный поступок одиночеством и муками неразделенной любви. Существуют несколько редакций финала оперы, в том числе и тот, когда Надир, Лейла и Зурга погибают в огне жертвенного костра. Однако Вернон Маунд предпочел редакцию самого Бизе, где Зурга остается один на один со своими переживаниями. А местом действия режиссер избирает аристократический салон, дизайн которого воплощает представления европейцев о Востоке.


Надир - Максим Аксенов.В отличие от казанской постановки “Искателей жемчуга” 60-х годов прошлого века новая идет на французском языке. Другой ее особенностью стало то, что, наряду с известными оперными певцами – Юрием Ившиным, Владимиром Самсоновым и Нуржамал Усенбаевой, в премьерных спектаклях выступили молодые талантливые солисты. Это Сусанна Чахоян – ведущее сопрано Национальной оперы Украины, которая и покорила публику в партии Лейлы, и Максим Аксенов. Партия Надира – его дебют на сцене театра им.М.Джалиля. Маэстро Ренат Салаватов хорошо знаком казанцам, но на премьере “Искателей жемчуга” состоялся и его дебют как нового главного дирижера нашего театра. Оркестр под его управлением играл великолепно, хотя оказался в необычном положении. Поскольку оркестровая яма в Камаловском театре, на сцене которого состоялась премьера, не вместила всех музыкантов, духовики и виолончелисты разместились по краям сцены и не были видны дирижеру.


Пленительные, полные очарования дуэты Лейлы и Надира, его знаменитый романс “В молчанье ночи тайной…”, колоритные хоры и ансамбли – все это не оставило зрителей равнодушными, они тепло встретили премьеру.


 Лейла - Сусанна Чахоян. Говорят участники премьеры.


Сусанна Чахоян:


– Мне очень нравится партия Лейлы. Она отличается необычной лиричностью, тонкостью. И я чувствую себя в вашей труппе замечательно. Здесь такая дружелюбная атмосфера. Началась же моя дружба с вашим театром на Шаляпинском фестивале, где я пела в гала-концерте.


Юрий Ившин:


– Пою партию Зурги впервые и очень рад тому, что соприкоснулся с очень хорошей музыкой. Да и образ Зурги замечательный. И, кстати, очень редкий для баритона, ведь мы обычно играем злодеев, а тут такой благородный персонаж.


Марко Боэми:


– До сих пор я дирижировал только фрагментами этой оперы в концертном варианте. Так что в Казани у меня дебют. А сама опера привлекла меня уже тем, что было любопытно: что же написал Бизе перед тем, как создать свой шедевр – оперу “Кармен”? Привлекало и то, что “Искатели жемчуга” не слишком популярны в России. В этой опере всегда самой большой проблемой является тенор. Многие театры вынуждены отказаться от ее постановки, не имея хорошего тенора на партию Надира. А у вас есть – Максим Аксенов, один из самых талантливых певцов, каких я когда-либо встречал. Конечно, его молодость и отсутствие достаточного опыта еще дают о себе знать, но в будущем, уверен, он сможет стать оперной звездой. Я рад, что постановка удалась, и с удовольствием буду дирижировать этим спектаклем во время зарубежных гастролей вашего театра. Они начнутся с 10 октября, и первыми новую постановку увидят поклонники оперного искусства Амстердама.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще