В Национальном музее Республики Татарстан открылась передвижная выставка, посвященная 175-летию со дня рождения Льва Толстого и 650-летию служения рода Толстых России.
Этот род издавна был связан с казанским краем. Воеводой в Свияжске служил прадед Толстого – Андрей Иванович, а дед Илья Андреевич пять лет был губернатором Казани. Здесь же некоторое время жил отец писателя Николай Ильич, а его сестра, Пелагея Ильинична, ставшая опекуншей осиротевших детей Толстых, жила в Казани постоянно с 1818 года. Старшие братья Толстого, а затем и он сам учились в казанском университете, младшая сестра Мария – в Родионовском институте благородных девиц.
Материалы выставки ярко раскрывают шестилетний период жизни молодого Льва Николаевича Толстого в Казани, где началось духовное становление его личности, формировались взгляды на жизнь и назначение человека, зародилась идея нравственного самоусовершенствования, когда он начал вести дневник, ставший спутником писателя на всю жизнь.
Фамильный герб Толстых, открывающий экспозицию, – ее эстетическая и смысловая доминанта. А могучее родословное древо, воспроизведенное на первом стенде, убеждает, что Лев Николаевич не зря гордился своими предками, связанными родственными узами с Пушкиным, Чаадаевым, декабристами Трубецким и Волконским по материнской линии, а по отцовской – с художником Федором Толстым и поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Интересен раздел выставки о студенте Казанского Императорского университета Льве Толстом. Здесь и его личное дело, и ведомости оценок знаний и прилежания, из коих явствует, что успевал он по языкам, а вот историю изучал неудовлетворительно, часто пропускал занятия. Здесь же мы видим и единственный автограф молодого Толстого, хранящийся в фондах Национального архива РТ, а также портреты выдающихся ученых Казани, читавших лекции на восточном отделении философского факультета, где Лев Толстой учился первоначально, и на юридическом, куда он затем перевелся.
Выставка дает представление о дворянской Казани того времени, ее “высшем свете”, где так любил вращаться молодой Толстой, рассказывает о его друзьях и любимых местах для прогулок. Отлично раскрыто на выставке и то, как отразились казанские впечатления в творчестве Толстого – в трилогии “Детство”, “Отрочество” и “Юность”, рассказах “Записки маркера”, “Святочная ночь”, “После бала”…
Экспозиция выставки основана на документах, фотографиях, рисунках из фондов Национального архива и Национального музея РТ, отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И.Лобачевского и Музея истории КГУ, а также Госмузея Л.Н.Толстого в Москве. Оформлена выставка под руководством художника Сергея Матвеева.
В день открытия выставки в Национальном музее состоялась пресс-конференция. Поводом для нее стало решение Правительства республики о создании в Казани музея Л.Н.Толстого. Он разместится в доме №15 по улице Япеева, где в 1841 году поселилась семья Толстых, переехавшая в Казань из Ясной Поляны. Раньше при усадьбе были сад, терраса, окруженная цветочными клумбами, и беседка – в ней любил сидеть юный Лев Толстой.
С научной концепцией будущего музея участников пресс-конференции познакомила заведующая отделом музееведения Елена Карташева. И.о. директора музея Толстого Светлана Коновалова, только что вернувшаяся с международного симпозиума, посвященного юбилею писателя, рассказала, с каким интересом эта концепция была встречена участниками научного форума. Однако серьезную тревогу вызывает то, что дом, предназначенный для музея, разрушается, земельный участок близ него превращен в свалку, а бумаги, где речь идет о необходимости его сохранения как части мемориальной зоны, уже пять месяцев кочуют по инстанциям и конца этому не видно.
С возмущением говорили участники пресс-конференции и о том, что в Казани при попустительстве чиновников наблюдается настоящее засилье пивных павильонов близ памятников Тукаю, Шаляпину, Вахитову. Не избежал этой участи и памятник Толстому. Правда, вице-мэр Альфия Тутаева порадовала сообщением, что готовится постановление главы администрации Казани о запрещении торговли пивом близ церквей, мечетей, учреждений культуры и памятников. И первой ласточкой стало то, что в преддверии Менделеевского форума в Казани исчез павильон “Красного Востока” около памятника Бутлерову.
Участники пресс-конференции поддержали предложение создать в помощь организаторам будущего музея Толстовское общество и благотворительный Толстовский фонд. Членом этих общественных организаций может стать любой желающий. Они также одобрили и подписали обращение к министру культуры Российской Федерации М.Швыдкому с просьбой включить восстановительные работы по толстовскому дому в перечень объектов Федеральной целевой программы “Культура России”, что позволит получить на это благое дело средства из федерального бюджета.