В Сабантуе – дух народа

В числе самых популярных и почитаемых татарским народом праздников – Сабантуй.

Автор статьи: Шамиль МУЛАЯНОВ

В числе самых популярных и почитаемых татарским народом праздников – Сабантуй. В последние годы мы являемся свидетелями того, как содержание праздника обогащается новыми красками, возвращением традиционных ритуалов, возрождением его в малых аулах и селах. Год от года множатся адреса празднования Сабантуя – на майданы его выходят татары, проживающие сегодня в самых разных уголках России и мира, а вместе с ними и представители других народов. Заметным явлением стало участие в празднике татарской диаспоры того или иного российского региона официальных делегаций Татарстана. Сабантуй, таким образом, сохраняя свой истинно национальный колорит, содействует сохранению в обществе гражданского мира и согласия, социальной стабильности. Признанием этого фактора является и поддерживаемая руководством ЮНЕСКО инициатива Татарстана о представлении Сабантуя в Список шедевров устного и нематериального наследия человечества.


Когда, где зародился Сабантуй? Как складывались и развивались его компоненты – обряды, игры, какова их социальная и этнокультурная сущность? Исследованию этих и других аспектов народного праздника посвящена только что изданная в Казани книга кандидата исторических наук Дамира Шарафутдинова “Татар барда – Сабантуе бар” (“Где татары – там Сабантуй”, русский вариант книги увидит свет в ближайшее время).


Нынешнее издание представляет собою новый, следующий – по глубине разработки – этап в исследовании календарного народного праздника: несколько лет назад автор опубликовал объемный научно-популярный очерк о нем. Проанализировав новый огромный пласт разнообразных и разнохарактерных источников, оперируя научными изысканиями об обрядности других тюркских народов, он развивает версию происхождения Сабантуя еще до заселения предками татар Среднего Поволжья и Прикамья. Рассматривая Сабантуй как земледельческий праздник, Д.Шарафутдинов склоняется к мысли, что изначальные корни его простираются к полуоседлому, даже кочевому периоду жизни предков татар. Происхождение праздника он связывает с культовыми поклонениями наших пращуров Солнцу и весенними родовыми молениями о плодородии, обильном урожае.


Идея продолжения рода, непрерывности человеческой жизни лежит в сохранившихся до наших дней обычае открывать Сабантуй состязаниями детей и аксакалов, ритуале преподнесения молодыми женщинами, вышедшими замуж после предыдущего Сабантуя, вышитых полотенец – наиболее значимых и символичных подарков праздника.


Опираясь в своем исследовании на богатый фактологический материал об обрядах, играх и состязаниях праздника, автор поднимает проблемы сохранения Сабантуя как уникального явления календарной праздничной культуры татар, достояния всемирного значения. Будучи в течение многих лет активным участником состязаний на майдане Сабантуя в качестве борца (удостоен звания мастера спорта), Д.Шарафутдинов большое внимание уделил в книге вопросам развития национальных видов спорта, издревле составляющих основу Сабантуя: курэшу, конным скачкам, бегу, поднятию тяжестей, народным играм. Выводы автора о потенциальных возможностях этих дисциплин в деле физического воспитания народа, особенно молодежи, убедительны и оптимистичны.


Наряду с этим, по его убеждению, Сабантуй нельзя рассматривать как раз и навсегда устоявшуюся систему, не надо бояться новшеств, отвечающих современному осмыслению и восприятию праздника и обогащающих его содержание. Учитывая расширение географии Сабантуя в последние годы, опыт его организации на общероссийском и международном уровне, исследователь приходит к выводу, что праздник создает новую, открытую для всех национально-культурную ситуацию. Роль современного Сабантуя как общественного явления, имеющего неоспоримое значение как для консолидации татарской нации, так и для воспитания толерантности, уважения к другим народам у его участников, раскрыта в этом случае всесторонне и аргументированно.


Из китайской летописи “Вэйшу” конца VI века явствует, что хунну – наши далекие предки – ежегодно весной приносили жертву небу, земле и духам и, созвав все окрестные кочевья, сообща обсуждали важнейшие вопросы своего бытия, устраивали развлечения – скачки лошадей и бег верблюдов. Дошедший до нас документ о проведении Сабантуя на территории нашей современной республики датирован 15 июня 1292 года, весенний “праздник свая” казанских татар неоднократно упоминается в “Истории о Казанском царстве” ХVI века. Бесконечен бег времени, поколения сменяются поколениями, но верится: будет жить татарская нация – будет жить и древний и одновременно вечно молодой Сабантуй.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще