Ежегодно в августе в Выставочном зале Союза художников проводится вернисаж, посвященный Дню республики. Все художники Татарстана стремятся принять в нем участие. Не исключение и нынешняя выставка, открывшаяся на днях. Она получилась большой и яркой, отразив многообразие направлений и стилей современного изобразительного искусства республики.
Так называемых коммерческих работ, рассчитанных на вкус состоятельных покупателей, на этом вернисаже оказалось сравнительно немного. Следует также отметить отсутствие запрограммированности, заданности, хотя в ряде произведений явственно ощущается стремление авторов “спекульнуть на теме”. Это относится к портретам политических деятелей, многочисленным изображениям культовых сооружений, ангелов и т.п. Но преобладает другое. Художники разных поколений, включая и старейших, активно ищут себя, стремятся найти язык, способный выразить наше противоречивое, “смутное” время. Выставка показала, что вопреки прогнозам реализм не только жив, но и приобретает все новых сторонников. Конечно, они все дальше уходят от реализма академического и “социалистического”. Само понятие “реализм” трактуется сегодня более емко и широко. Наиболее интенсивно ведут поиск новых средств выразительности молодые художники Ильгизар Хасанов, Александр Артамонов, Андрей Шляпкин, Гузель Файзрахманова, Ирина Антонова, Алексей Кубарев, Булат Гильванов, Рамин Нафиков.
Представленные на выставке полотна, графические листы, витражи, батики, гобелены несут ауру доброты, которой остро не хватает современному миру. Художественную планку выставки определили работы, вернувшиеся недавно из Нижнего Новгорода, где проходила зональная выставка “Большая Волга-2003”. О возрождении, обновлении тематической картины свидетельствуют большие, праздничные полотна Ильдара Зарипова “В гости” и “В деревне”, многофигурные композиции Канафи Нафикова “Клятва хана” и Фирината Халикова “Защитникам Казани посвящается. Реквием”.
Радостное, приподнятое настроение усиливают разделы графики и прикладного искусства. Здесь мы видим новую работу Ирины Колмогорцевой – офорт, исполненный в духе народной гравюры, “Прибытие Петра I в Казань в 1722 году”, трагический цикл “Памяти Цветаевой” Виктора Аршинова и светлую в своей строгости и лаконизме серию “Белые холсты” Михаила Кузнецова. В ирреальный мир фантасмагорий уводят нас загадочные “Сны по М.Булгакову” Григория Эйдинова.
В декоративно-прикладном искусстве РТ появились новые виды и жанры: многоцветная эмаль, историко-архитектурный пейзаж в керамическом рельефе и другие. Особое восхищение вызывает монументальный гобелен-картина Анатолия Егорова “Свияжск”, над которым мастер работал пять лет. Сказочность панорамы чудо-острова не нарушают и явственные следы запустения, упадка, мимо которых художник также не прошел. Интерес к истории, традициям, фольклору ощутим и в изящных фарфоровых статуэтках Вильсуна и Риммы Хакимовых, Георгия Зяблицева.
Выставка наглядно продемонстрировала, что художникам Татарстана есть что представить и на “России-10”, которая состоится менее чем через год, и на вернисажах, приуроченных к 1000-летию Казани.
Мария ИЛЬИНА.