Чистопольские художники всякий раз с нетерпением ждут весну. Нет, и зимой тоже хорошо – белый снег, синий лед, лыжи, коньки, румянец на щеках. Но весна – особая пора, весной пробуждается природа, и люди тоже чувствуют прилив сил, желание что-то изменить в своей жизни, обогатить душу любовью, новой энергией, чтобы творить, творить… Ибо нет в мире ничего более притягательного и всепоглощающего, чем творчество – в любой сфере деятельности, и особенно в живописи.
Во многих чистопольских офисах, музеях и школах, училищах висят на стенах картины местных художников. Среди них немало пейзажей. Потому что природа в районе и впрямь восхитительна – не хочешь, а за кисть возьмешься.
Серия таких полотен, посвященных природе родного края, была выставлена в музее Пастернака в начале 2003 года. Это в основном небольшие этюды в золоченых рамах: зимний березовый лес, ранняя весна, Кама в розовом тумане. Такие до боли знакомые, уютные чистопольские места. Один из авторов самобытной галереи – коренной чистопольский художник Павел Ефимович Самойлов. Он работает художником в Доме учителя. Кстати, кисти этого живописца принадлежит сделанная недавно в Доме учителя роспись стен, посвященная известным писателям и поэтам, жившим в городе на Каме в годы Великой Отечественной войны. Здесь изображены и именитый чистопольский доктор Авдеев, и писатель-монументалист Леонов, и лирик-песенник Исаковский, и, конечно, Пастернак, держащий в руке свечу. А от нее, как клин журавлиный, убегают в вечность искры-отблески…
Говорят, художника формирует среда. Самойлов вырос в крестьянской семье, с детских лет бегал на Каму рыбачить, ходил с отцом в луга косить траву. Уже тогда подростка не оставляли равнодушным золотистые восходы солнца, чудные камские туманы. Хотелось не просто все это запомнить для себя, но и показать людям – нарисовать. И Павел рисовал, рисовал…
После окончания средней школы Самойлов какое-то время жил в Сочи, работал в профессиональной художественной студии. После службы в армии закончил Нижнетагильское художественное училище и вернулся на родину, в Чистополь. С тех пор здесь живет, пишет картины и стихи.
У Самойлова нет больших титулов и больших амбиций. “Меня совершенно не волнует, что я не буду великим или просто большим художником, я просто хочу быть искренним человеком и писать то, что мне хочется, – говорит он. – Я не пишу салонных картинок на продажу, на публику работать не хочу…”
Такому художнику жить непросто. Ибо, коль он не пишет на заказ, значит, не имеет много денег. А ремесло художника требует солидных вкладов: нужны и краски, и карандаши, и белила, и холсты, и кисти. Причем, чем лучше качество всего перечисленного и чем выше их цена, тем ярче, интереснее, престижнее получаются полотна.
О чем картины Павла Самойлова? Они такие же разные, каким разным бывает настроение человека в то или иное время. В бытность Советского Союза и так называемого развитого социализма творчество художника, как и требовалось идеалам социализма, отличалось патриотизмом. На полотнах частенько фигурировал солдат-защитник, Самойлов вдохновенно расписывал тему подвига Мусы Джалиля, пробовал кисть на Тукае. Потом перешел к пейзажу, а спустя некоторое время – к фантастике.
Очевидно, поводом послужила дружба с известным художником-фантастом Виктором Гавриловичем Дудуладом, приехавшим в Чистополь. Будучи театральным художником, он увлекался фантастической живописью в стиле Чюрлениса. Самойлову очень нравились такие картины, но, как он сам признался, не стал никому подражать, а создал собственную фантастику.
Несколько лет назад Павел Ефимович сделал выставку своих “фантастических” работ в Чистопольском музее уездного города. Очень старался, даже подобрал специальную, тоже фантастическую, музыку, чтобы зрители сполна поняли художника и насладились его картинами.
– Художник всегда должен слышать время, иначе ты не художник, – убежден П.Самойлов. – После небольшого периода лиризма я опять возвращаюсь в драматургию. Даже когда рисую природу, мне хочется, чтобы она не просто присутствовала на картине, а находилась в движении. Это движение не создашь одним воображением, его надо “поймать”, закрепить в сознании, чтобы потом изобразить в красках. Вот, помню, как-то отправились мы с коллегами на природу, рисовали один и тот же пейзаж. У каждого он получился по-разному, но лишь у меня на картине присутствовал туман в виде розовой дымки. Друзья стали допытываться: откуда, мол, она у тебя взялась, ведь когда мы рисовали, никакого тумана в помине не было? Я сказал, что посетил это место ранним утром и туман здесь тогда был. Я его запомнил и перенес на картину.
…Едва дороги освобождаются от снега и солнце начинает припекать сильнее, Павел Самойлов садится на велосипед и, прихватив с собой небольшую тетрадку, уезжает куда-нибудь за город. Иногда даже ночует в поле, в каком-нибудь перелеске. Дело в том, что в последнее время Павел Ефимович стал писать стихи, которые прежде никогда не писал. Они необычные, и не для печати. Это оригинальные поэтические наброски всего того, что художник увидел по дороге, что запало в душу, разбудило воображение.
– Вот однажды еду на велосипеде, и неожиданно, пролетая очень низко, меня обгоняет птица. Упала тень всего на миг. И меня сразу как пронзило: птица, черная тень, дорога. Это образ. Я остановил велосипед, сел на обочине, достал тетрадку и стал записывать… Я пишу стихи, когда чувствую, что мне надо измениться в живописи, и они помогают проверять свои возможности и способности. Если, когда смотрю на этюд, в голове складываются поэтические строки, значит, этюд чего-то стоит. А если нет – это просто картинка. У меня есть одна вещь, которую я написал с натуры на Берсуте, в одной живописной расщелине. Когда я работал в поте лица, неожиданно подошла белая лошадь, повернулась и в упор посмотрела на меня… Как отразить эту встречу на холсте?