В Казанском театральном училище начались вступительные экзамены, и в первый же день пролилось море девичьих слез. Оказывается, как непросто расстаться с голубой мечтой стать артистической знаменитостью!
Однако и тут с некоторых пор ввели платное обучение. Мастер-педагог Марина Копчикова (она же актриса Качаловского театра), набирающая в этом году новый курс, даже сомневалась: а состоится ли полнокровный конкурс? Конечно, далеко не все родители готовы платить любые деньги, чтобы вывести чадо на профессиональную сцену. Но уж коли нет в ребенке божьей искры, то и с толстым кошельком делать в училище нечего. Ей-то, как известному педагогу, хочется, чтобы учиться актерскому мастерству пришли интересные, способные к труду студенты, желающие и умеющие работать.
Между тем ремесло актера – это не просто тяжкий труд, вечные гастроли и неустроенный быт, это, можно сказать, повальная нищета. Знают ли об этом абитуриенты, штурмующие сегодня двери театрального училища? Возможно, и слышали что-то… Но вряд ли что-то разумное (с сермяжной точки зрения!) могут воспринять сегодня их уши и глаза, устремленные с обожанием на членов экзаменационной комиссии. В первом туре надо прочитать басню, прозу и стихи. “Вы… полюбите меня? – вопрошает словами стихотворения будущая (надеемся) студентка Наиля. И тут же торжествующе утверждает: – Вы – полюбите меня! Но не сразу…”
Конечно, полюбят! А иначе – не бывает. Золотая медалистка и выпускница музыкального училища Анна говорит, что если не возьмут здесь, поедет поступать в другой театральный вуз или училище. Предстоящая бедность эту девушку, как и ее хорошенькую подругу Эльвиру, не пугает, по их мнению, никакой материальный достаток не может заменить удовлетворение от творческой деятельности и яркой насыщенной жизни.
Четверокурсница Светлана Ахметзянова, на которую возложили ответственную роль помогать экзаменационной комиссии, нисколько ни кичится перед девчонками и ребятами, а напротив – сопереживает им. Сама ведь когда-то тряслась у этих заветных дверей, за которыми решаются судьбы. Утверждает, что в училище студенты живут как в одной семье – тут если успех, радуются все, а коли беда – опять же, помогают всем миром. Стипендия, конечно, до смешного мала, и ста рублей не выходит, но администрация училища помогает порой социальными выплатами. Словом, продержаться можно эти четыре года. Случается, дают подработать в кино, на телевидении или уже непосредственно в театре.
Оценку труда мастера-педагога, вкладывающего всю свою душу в дело, дают режиссеры, когда на выпускном спектакле училища отбирают новоиспеченных актеров в свою труппу. Вот, например, прошлый курс Марины Копчиковой разошелся весь. Молодые актеры оказались востребованными. Часть ребят поехала в Красноярск – там каждому предложили по однокомнатной квартире плюс обещали зарплату под пять тысяч рублей. Неплохие условия предложили также в Таганроге и Уфе. Само собой, ее воспитанники работают и в Большом русском драматическом театре имени Качалова.
Все это говорит о том, что Казанская театральная школа, известная своими традициями, жива и не собирается помирать, какие бы тяжелые времена бездуховности ни переживала наша бедная Россия…