Ипостаси храма духовного

Дорогие читатели!

Дорогие читатели! Редакция “РТ” продолжает конкурс на знание прошлого столицы Татарстана, посвященный ее тысячелетию.


Сегодня мы проанализируем ответы участников, которые были присланы на вопросы седьмого тура нашего интеллектуального соревнования (см. “РТ” №69-70 от 5 апреля с.г.). Сразу отметим, что знакомая, на первый взгляд, панорама Казани вызвала у читателей определенные затруднения. Тем не менее, казанцы Ильгиз Валиуллин, Фрида Кадырова, Тамара Куклина, Борис Милицын, Рустем Сафин, семья Григорьевых, жительница лаишевского села Емельяново Анна Семенова, заслуженно завоевавшие по итогам предыдущего круга конкурса право называться его лидерами, в целом достойно справились и с очередным заданием.


Отрадно, что круг наших участников заметно расширился. Правда, нашим новичкам еще не всегда хватает эрудиции. Но дело это поправимое. За правильные и оригинальные ответы мы вручим призы, которые помогут их обладателям расширить свои знания об истории родного края. Напоминаем, что присоединиться к участию в конкурсе не поздно никогда. Ждем ваших посланий.


 


Подножие Ивановского спуска

На фотографии изображен перекресток Ивановского (ныне Кремлевского) спуска и улицы Большой Проломной (Баумана). В центре снимка расположена Николо-Ляпуновская церковь (ныне на ее месте – здание Академии наук РТ). Слева виден купол Николаевского детского приюта (ныне хлебозавод №6), а справа за церковью просматриваются храм и колокольня Владимирского собора (располагавшийся по улице Владимирской, ныне Кирова, собор был уничтожен в начале 1930-х годов).


Фотография выполнена с Кремлевского холма. Именно здесь около десяти веков назад возникло булгарское поселение, которое со временем превратилось в крепость. Для основания города эта возвышенность являлась идеальным местом прежде всего в военном отношении – со всех сторон ее окружали естественные преграды: реки, болота, овраги, а сам холм имел довольно крутые обрывы.


Фото из коллекции Абдуллы Дубина.Каких-либо крупных строений, указывающих на точную дату фотосъемки, на иллюстрации нет. Лишь мелкие детали – водоразборная колонка, телефонные и электрические столбы – свидетельствуют о том, что фотография сделана после 1897 года. Определенное уточнение можно внести и в связи с отсутствием на снимке трамвайных путей, которые были проложены по Ивановскому спуску в 1899-1900 годах. Вот почему можно с полной уверенностью говорить, что снимок сделан в 1897-1899 годы.


Разброс мнений при ответах конкурсантов касался в основном именно датировки снимка. Большинство читателей предположили, что фотоснимок относится либо к 1870-м, либо к 1910-м годам. Впрочем, даже некоторые коренные казанцы спутали изображенное место с перекрестком нынешних улиц Астрономической и Профсоюзной (или одним из участков улицы Кирова), а Николо-Ляпуновский храм – с близлежащими Ильинским или Николо-Нисским.


Наверное, все это лишний раз доказывает, как за сто лет изменилась столица Татарстана…


Церковь Истомы Ляпуна

Анализ ответов начнем с Николо-Ляпуновской церкви, занимающей на фотографии центральное место. Строго говоря, на самом деле это комплекс из двух храмов Николо-Ляпуновского прихода – Обновления храма Воскресения Христова (большой, первоначально называвшийся Ильинским) и собственно Николо-Ляпуновский (или Никольский, слева небольшой).


Уже в ХV-ХVI веках на этом месте располагался казанский посад. Деревянная церковь Николы Мирликийского-чудотворца с приделом в честь святых Зосимы и Савватия была построена на средства стрелецкого атамана Истомы Ляпуна (Димитрия Степанова Ляпунова), переселившегося из Пскова. Точное время постройки не известно, но в писцовой книге 1566-1568 годов церковь уже упоминается. Никольская деревянная церковь, получившая в народе название в честь основателя Ляпуновской, или Стрелецкой, в 1695 году была заменена каменной. При этом Зосимо-Савватиевский придел был заменен приделом Михаила-архангела. Рядом с храмом располагались богадельня, знаменитая городская Даирова баня и пороховой завод.


Вскоре значение церкви настолько выросло, что при ней был открыт девичий монастырь. Источники указывают, что он действовал до середины ХVIII века. При этом одни справочники ссылаются на 1749 год как дату закрытия монастыря после пожара, а известный историк и член Санкт-Петербургской Академии наук, автор первого печатного путеводителя по Казани П.Рычков указывал на существование девичьего Никольского монастыря и в 1767 году.


Одно время Никольский монастырь был самым населенным девичьим монастырем в Казани. По количеству сестер христовых он превосходил даже широко известный Казанский девичий Богородицкий монастырь, в котором хранилась всероссийская святыня – Казанская икона Божией матери. Так, в 1743-1745 годах в девичьем Никольском монастыре, кроме одного попа и казначея, числились 88 монашек (в Богородицком монастыре – 79) и 14 новопостриженных.


Никольский храм сильно пострадал от пожара, случившегося в сентябре 1815 года, когда выгорел почти весь город. В 1818 году он был восстановлен, причем в подчеркнуто прежнем стиле владимиро-суздальских храмов. Расписывалась новая церковь местными художниками, и поэтому она представляла немалый интерес в плане изучения живописи казанской школы. В 1824 году казанский художник Александр Григорьев написал на фонаре церкви четырех евангелистов, а в 1855 году Николай Огородников изобразил Господа Саваофа. Между прочим, последнее изображение было скопировано автором с картины Рафаэля “Видение


Иезекииля”. В 1855-1856 годах Огородников также написал иконостас Никольской церкви. Чуть позднее еще один казанский живописец – Григорий Артемьев, дворовый человек Львовых, – написал изображение Иисуса Христа с апостолами.


Блеск и нищета прихода

В Николо-Ляпуновском храме до начала 1930-х годов хранилось большое количество драгоценностей и произведений искусства. Среди них были древние списки Казанской и Смоленской икон Божией матери и напрестольные древние Евангелия. На колокольне среди множества колоколов, сделанных в разных городах России, исправно нес службу и казанский колокол, отлитый на известном заводе Рукавишникова, который располагался на древней Подлужной улице.


Судьба прихода в послереволюционные годы оказалась крайне незавидной. В начале 1930-х годов была снесена большая церковь в память Обновления храма Воскресения Христова. Малую Никольскую церковь прихожанам удалось отстоять, однако вскоре она была закрыта и долгое время использовалась как склад.


В 1964 году пришедшую в полное запустение Никольскую церковь разобрали. К пятидесятилетию Октябрьской революции на этом месте было запланировано возвести новый духовный храм – Дом политпросвещения. Проект был осуществлен в 1966 году, а со следующего года здесь открылась республиканская школа марксизма-ленинизма.


Напомним, что в 1992 году здание Дома политпросвещения было отдано под Академию наук РТ.


Магистрат, приют и… Эрмитаж

А теперь перейдем к другим деталям фотографии. На ее переднем плане на крутом склоне видна белокаменная ограда. Это забор знаменитого Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, больше известного казанцам как Ивановский монастырь. Скажем о нем несколько слов.


Монастырь был основан в 1560-х годах как подворье Свияжского Успенского Богородицкого монастыря. Основателем и свияжского, и казанского храмов был архимандрит, позднее архиепископ Казанский и Свияжский Герман. Известно, что именно с его деятельностью связано появление в казанском крае книгопечатания во второй половине 1550-х годов.


Монастырь имеет богатую историю. Чего стоит одна лишь эпопея по сохранению его уникальной трехшатровой церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи 1649-1652 годов постройки. Она являлась ярким памятником сочетания русской и татарской национальных архитектурных традиций. Но ввиду ее ветхости церковь в 1886 году была разобрана. Потом на ее месте построили другую, похожую на старую, но и она в годы войны с “опиумом для народа” была разрушена.


На заднем плане слева, за оградой Ивановского монастыря, просматривается большое здание с куполом – как уже отмечалось, ныне хлебозавод №6 и управление “Татхлебопродукта”. Оно было построено для городского магистрата в 1788 году по проекту известного казанского архитектора В.Кафтырева, между прочим, автора первого генерального плана Казани (1768 год) и других известных городских архитектурных проектов – домов казанских купцов и аристократов Осокина, Каменева, Тенишева, церкви Четырех Евангелистов, мечети Марджани, здания губернской канцелярии и гостиницы Дворянского собрания…


После пожара 1842 года здание магистрата было перестроено под детский приют, названный в честь Николая I. Дело в том, что император выступил в качестве одного из главных спонсоров этого первого в Казани подобного благотворительного учреждения. Торжественное открытие приюта состоялось в январе 1844 года, и все годы существования он содержался на средства частных лиц. Долгое время директором Николаевского детского приюта был известный казанский купец и меценат М.Данилов.


В годы Гражданской войны приют был закрыт. Позднее здание перестроили, купол убрали. Тогда-то в нем и разместился один из стратегических, по тем временам (а ведь по Поволжью вновь распространялся страшный голод), объектов – крупный городской хлебозавод. Между прочим, его изделия всегда отличались отменным вкусом, ведь они шли в первую очередь на стол обитателям Кремля.


Любопытная деталь. Сегодня существует проект восстановления первоначального облика здания с куполом и план размещения в нем первого в России филиала Государственного Эрмитажа. Если этот замысел осуществится, то все мы будем иметь непосредственную возможность любоваться уникальными экспонатами одного из крупнейших и богатейших музеев мира. Дай-то бог!


Андрей ЛЕБЕДЕВ.


ДЕСЯТЫЙ ТУР


А теперь внимание! Представляем очередные фотозагадки, сегодня их сразу две. Читателям необходимо назвать, что изображено на снимках и приблизительное время действия. В связи с периодом летних отпусков срок высылки ответов в редакцию увеличен до полутора месяцев.


 


Фото из коллекции Абдуллы ДубинаФото из коллекции Абдуллы Дубина

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще