Поэту и государственному мужу

Мысль о сооружении в Казани памятника выдающемуся земляку и одному из первых выпускников Казанской императорской 1-й гимназии (ныне главное здание КГТУ им.

Мысль о сооружении в Казани памятника выдающемуся земляку и одному из первых выпускников Казанской императорской 1-й гимназии (ныне главное здание КГТУ им.Туполева на улице К.Маркса) Гавриле Державину возникла еще в 1816 году, сразу после кончины поэта. Впервые гласно идея эта заявлена была на торжественном собрании общества любителей отечественной словесности.


Как сообщил ординарный профессор Суровцев на открытии монумента в 1847 году, “при объявлении конкурса на сооружение памятника представлено было много проектов, из которых на высочайшее утверждение поднесены были три лучших эскиза, и Государю императору благоугодно было утвердить проект академика Тона с применением к нему статуи и барельефов сочинения Гальберга”.


Церемония закладки состоялось в университетском дворе 15 сентября 1844 года. Весной 1847 года доставлены были из Петербурга отдельные части памятника, и 23 августа того же года состоялось его открытие между задним фасадом главного университетского корпуса и зданием анатомического театра.


Через два года, 3 июля 1850 года, по инициативе губернского земства и на средства, собранные по добровольной подписке, памятник был перенесен на Театральную площадь (ныне площадь Свободы). Выполненный в ложно-классическом стиле, памятник Державину, поставленный на пьедестал из красного гранита, изображал поэта с непокрытой головой, сидящим на табурете и облаченным по римской традиции в тогу и обутым в сандалии. Поэт, приподняв вооруженную стило правую руку, левой поддерживает лиру. Глаза обращены к небу. Он изображен воспевающим свою знаменитую “Оду Богу”.


Четырехугольный чугунный постамент, на котором водружена статуя поэта, с трех сторон украшен горельефами С.И.Гальберга – драгоценными жемчужинами державинского памятника. Великолепные скульптуры выполнены с любовью и вкусом. Первая из них изображает поэта, поющего свои песни перед Фелицею – императрицей Екатериной II. Этим песням внимают три грации, обнаженные фигуры которых казанский хроникер 1840-х годов признал отличающимися “необыкновенною выразительностью и грацией”.



Второй горельеф изображает Феба и Уранию. Третий (два последних представлены на снимках) аллегорически показывает нам просвещение, преодолевающее без силы оружия невежество, которое падает, роняя свою маску. На четвертой лицевой стороне памятника значилась лаконичная золотая надпись: “Г.Р.Державину. 1846”. Памятник должен был открыться в 1846 году, но доставка его элементов в Казань была затянута, и он был открыт лишь в следующем году.


Памятник был разбит кувалдой в 1932 году. Обломки увезли в трамвайный парк на Арском поле, где его и переплавили. Так бесславно покинул Казань знаменитый Бакыр-бабай – Медный дедушка, 85 лет украшавший нашу столицу.


Абдулла ДУБИН.


Фото из коллекции автора.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще