Как Елена Григорьевна храм спасала…

Дал же Бог здоровья и долголетия Елене Григорьевне Агафоновой!

Автор статьи: Максим ЩЕРБАКОВ

Дал же Бог здоровья и долголетия Елене Григорьевне Агафоновой! Девяносто лет уже, а бегает, как молодая. По жизни – добрейшая и милейшая женщина. Правда, может и характер показать. Она было крепко осерчала, узнав, что мы предварительно не получили высочайшего благословения епископа Андриана Казанско-Вятского на фотосъемку внутреннего убранства храма. Да тут же и простила, поскольку сопровождал нас дьякон Виктор, который разрешил осмотреть старообрядческие святыни. Слово за слово, тут и с историей храма ознакомились, и с биографиями его верных служителей.


Елена Григорьевна Агафонова.Вероятно, многие, проезжая по улице Островского в Казани, обращали внимание на маковку церкви, стоящей в глубине одного из дворов недалеко от озера Кабан. Сейчас старообрядческая церковь в Честь явления иконы Казанской Божией Матери (в просторечии ее называют проще – церковь Казанской Божией Матери, или Казанской Богородицы) наконец открылась взору во всей своей лаконичной и строгой красоте, так как захолустные дома по соседству снесены.


Как рассказал дьякон Виктор, она была построена в 1914 году по канонам “древлего благочестия” старообрядцами, при-нявшими иерархию митрополита Амвросия Греческого. На территории нынешнего Вахитовского района всегда было очень много приверженцев старой веры, о чем свидетельствует существование еще одного храма (большой кафедральный собор только восстанавливается, его освящение собираются приурочить к 1000-летию Казани), который находится через дорогу.


Жизнь в церкви Казанской Божией Матери стала возрождаться лет десять тому назад. Сейчас здесь располагается резиденция упомянутого главы Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви священного протоиерея Андриана (в миру – Геннадия Четвергова).


Елена Григорьевна, живущая рядышком, во дворе, рассказывает, что без храма было совсем худо: староверы, как изгои, молились по квартирам. Потом им дали для собраний дом на улице Песочной, но разве его можно сравнить с храмом! Да и обидно было смотреть, во что превратилась их святыня – при коммунистах в здании бывшей церкви открыли мастерскую по изготовлению деревянных могильных крестов. Дело, конечно, богоугодное, да ведь, чтобы услужить покойникам, необязательно было мастеровых в храм пускать!


В том, что церковь Казанской Богородицы выпросили, выхлопотали-таки у власти, несомненно, есть большая заслуга таких истинных приверженцев старой веры, как Елена Агафонова. Народ как узнал об обретении, так и понес сюда все, что было припрятано, – утварь, колокола, зарытые по подвалам, огородам и другим схронам-тайникам. Пробил час, слава тебе, Господи!


Старообрядческий храм. Труднее всего было найти и возвратить иконы. Написанные по старинным канонам, в стиле Андрея Рублева, они уже сами по себе представляют культурную и историческую ценность. Часть из них какое-то время обреталась в запасниках музея. Часть увезли в неизвестном направлении, так что теперь уже и концов не найти. А вот верующие, говорят, вернули храму все, что припрятали от разора властей в лихую годину.


В качестве справки


Старообрядчество – религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII века в связи с укреплением официальной государственной православной церкви и унификацией церковных обрядов, проводившихся патриархом Никоном. Отделение последователей старообрядчества от официальной церкви происходило под знаменем сохранения старых обрядов, старой веры, “древлего благочестия”. Старообрядцы, создававшие собственные, обособленные от “никониян” общины, и поныне не признают новых икон, исправленных официальной церковью богослужебных книг, новых обрядов (например, троеперстия вместо прежнего двуперстия при совершении крестного знамения). При некоторых общинах есть старообрядческие школы-“грамотицы”.


– Я с шести лет росла сиротой, – рассказывает Елена Григорьевна, в памяти которой живы многие события из рассказанных выше. – Без отца и матери горя хлебнула, конечно, да ведь мир не без добрых людей. Не дали мне пропасть! И Бог, он тоже помогал.


А жила Елена Агафонова трудом – всю жизнь корпела над шитьем. Нет, не на фабрике, была портнихой на дому, обшивала всю округу. Счастлива, что и сейчас при деле. В церкви она вроде как ключница, которая за все отвечает. Надо храм отпереть в неурочный час – идут к Елене Григорьевне.


Теперь уж наша героиня вряд ли без посторонней помощи вденет нитку в иголку. Жалуется, глаза не те стали, уши временами как водой заливает. Все собирается с сыночком в больницу съездить, да вот что-то у него с машиной не заладилось…


– А сын в Казани живет? – спрашиваю. – И кто он?


– Да вот же он! – Старушка, смеясь, показывает на дьякона Виктора. – Он мне как сыночек.


Двадцатичетырехлетний Виктор стесняется этого разговора: вроде как по сану ему не положено обсуждать с посторонними свои внутренние мирские проблемы и тем паче фотографироваться. На самом деле он вполне современный парень, и, кстати, руки у него из того места растут. Одетого в черную рясу дьякона мы застали, где бы вы думали? Под машиной! Ремонтировал свой старенький автомобиль. К слову, Виктор окончил полный курс педагогического университета, по профессии – физик.


– Как же так? – удивляюсь я. – Физика – наука материалистическая, а вы избрали служение Богу…


– Это так, – соглашается он. – Только я несколько пересмотрел свои взгляды за годы учебы. То есть уже в процессе познания сложности построения мира, и именно с физической точки зрения, я убедился в том, что законы физики говорят о мудрости создателя.


В качестве справки


Старообрядчество с самого начала не было единым. С конца XVII – начала XVIII веков оно распалось на многие течения, получившие названия “толков” и “согласий”, существенно отличавшихся друг от друга. Постепенно большинство старообрядческих согласий утратило оппозиционный характер по отношению к царской власти и официальной церкви, хотя, надо сказать, сторонники старообрядчества до 1906 года преследовались царским правительством.


Поместный собор Русской православной церкви 1971 года принял решение о более лояльном и терпимом отношении к старообрядцам, но эта мера не привела к примирению с ортодоксальным православием.


Гм-м… Сложновато, конечно, сказано. Но в общем-то понятно. Что уж удивляться, если даже закоренелые атеисты-коммунисты приходят к пониманию Бога и не стесняются поставить ему свечку. Правда, все вчерашние борцы с религией почему-то предпочитают посещать храмы официально признанной православной церкви. Старообрядцы на этот счет не комплексуют. У них порядки весьма и весьма строгие. Внешне они со всеми православными христианами сохраняют добрые отношения, но совместного молитвенного общения избегают. Такая вот дипломатия.


Икона Казанской Богородицы.Служба у старообрядцев проходит по древним книгам. (“Такой вот толщины “церковное око”). Причем служба гораздо продолжительнее, ибо молитвы не сокращаются, все вычитываются. Отличается сильно и пение. Дьякон утверждает, что если у новообрядных православных пение более близко к современному театральному исполнению и песнопения им пишут современные композиторы, то старообрядцы поют исключительно произведения, сочиненные святыми отцами XVII века.


Одну из таких знаменных книг-фолиантов Виктор нам показал. Это так называемое крюковое письмо – каждое знамя (знак то есть) обозначает не только какой-то один звук. Но может обозначать и целую небольшую мелодию. Словом, все как в нотной партитуре и даже более того – тут тебе и сила звука указана, и определенная интонация, с которой нужно петь, и духовное состояние.


Такая книга называется по-разному – певческий октай, звуковая книга, певческая книга. А вообще старинное ее название “Ирмасы”. Судя по штампу, книга издана в конце XIX века, сверена со многими певческими книгами, напечатана в типографии Калашникова и поступила в дар библиотеке Рогожского кладбища. Почему фигурирует кладбище? Оказалось, там в свое время был центр старообрядчества в Москве.


Внутреннее убранство церкви нас восхитило сдержанной красотой. Паникадило (это что-то наподобие огромной люстры) здесь зажигают с верхних хоров, причем это не электрические лампочки, а настоящие свечи. Лампадное масло опять же только натуральное используется. Сколько труда вложено в иконостас, можно только догадываться. Реставрация некоторых икон еще не завершена. Видно, что доски на них от времени вспучило. Восстанавливают все свои художники. В частности, глава церкви Андриан до представления его епископом занимался иконописью и написал целиком иконостас для храма в Екатеринбурге, вот он и реставрировал казанские иконы. Говорят, это сложный процесс. Иконописец должен быть не просто хорошим художником, а большим молитвенником, истинно верующим человеком.


– А чудесные явления при вас происходили? – задаю на прощание вопрос дьякону Виктору.


Смущается. Подумав, рассказывает:


– Да. Недавно мы были в Кировской области, в селе Керемесь. И вечером после службы было невиданное доселе в тамошних краях северное сияние. Такое случается, но очень редко. Сияние было большое и яркое, природа будто ликовала. А вообще чудеса есть в нашей жизни. По молитвам простых людей одна наша прихожанка исцелилась от раковой болезни. Врачи от нее отступились, а вера ее спасла.


Наиля ЯКУПОВА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще