Булак хотели закопать, а при этом и семь городских мостов снести

Уважаемые читатели!

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

Уважаемые читатели! В сегодняшнем выпуске рубрики мы проанализируем ответы участников конкурса на лучшее знание прошлого столицы Татарстана, которые были присланы ими на вопросы задания шестого тура нашего интеллектуального соревнования (см. “РТ” №63-64 от 29 марта с.г.).


На снимке изображен остов деревянного Романовского моста через Булак, соединявшего в свое время улицы Поперечно-Воскресенскую (ныне Астрономическая) и Фуксовскую (Камала). На заднем плане видна часть улицы Правобулачной с домами Н.Киселева (ныне Правобулачная, 43/1), К.Розентрейтера (Правобулачная, 41) и складскими помещениями между ними.


Такой правильный ответ дали казанцы И.Валиуллин, Ф.Кадырова, Т.Куклина, Б.Милицын, семья Григорьевых, набережночелнинец Б.Канеев и жительница лаишевского села Емельяново А.Семенова.


Мостовая “россыпь” Булака

Начнем с того, что Казанка, Булак и озеро Кабан делят город на три части, которые соединяются несколькими мостами. Семь из них связывают берега Булака.


Из коллекции А.Дубина.Вспомним, что название протоки происходит от татарского слова, означающего “небольшая река”. Историки утверждают, что в древности Булак был достаточно полноводной рекой длиной около двух километров, которая соединяла озеро Кабан с Казанкой. Весной Булак так разливался, что становился судоходным. Вдоль его берегов располагались многочисленные пристани и склады, к которым причаливали баржи. Вот почему мосты через Булак первоначально были подъемными. Последний по времени существования подъемный мост располагался в устье протоки близ Кремля и был построен купцом, хозяином многочисленных гостиниц и ресторанов И.Жарковым.


К сожалению, в 1815 году при очередном пожаре мост сгорел. Позднее здесь после спада большой воды почти каждый год заново возводили обычный деревянный мост, который не имел названия и был седьмым по счету, начиная от Кабана. Приблизительно на том же месте сегодня Булак обрывается – как известно, в середине прошлого века было принято решение засыпать устье протоки, лишив тем самым Кабан сообщения с Казанкой.


Остальные шесть мостов через Булак имели собственные наименования. Первый мост сегодня образует единую магистраль по улицам Пушкина (Рыбнорядская) и Татарстан (Евангелистовская). Он издавна назывался Татарским, поскольку вел из центра города в Татарскую слободу. Второй мост между улицами Университетской и Парижской Коммуны (Сенная) до революции получил в народе название Сенного, потому что рядом располагался Сенной базар (ныне сквер). Интересующий нас Романовский мост был третьим по счету от озера Кабан.


Фото Е.Григорьва.На линии улиц Наджми (Поперечно-Вознесенская) и Межлаука (Большая Варламовская) стоял Варламовский мост – от названия ранее располагавшейся поблизости церкви Святого Варламия (сейчас на этом месте находится Центральный колхозный рынок). Пятый мост назывался “горбатым” или Лебедевским, он соединял улицы Петропавловскую (Джалиля) и Посадскую (Гиззата). Построен он был в виде большой арки в 1907 году городским головой А.Лебедевым (в основном на его личные деньги) и долгое время оставался единственным в Казани каменным мостом. Наконец, шестой мост, соединяющий два отрезка нынешней улицы Чернышевского, назывался Владимирским. Он вел из центра города к Владимирскому собору, на месте которого на углу улиц Кирова и Чернышевского ныне стоит большая “сталинка”.


Сегодня все эти мосты являются привычными глазу сооружениями (в 1940-50 годы по проекту У.Алпарова и Е.Брудного пять мостов перестроены на основе железобетона), которые обеспечивают активное транспортное движение. А более ста лет назад они были малопрочными, деревянными, часто разрушались при ледоходе или от интенсивной эксплуатации. Бесконечный ремонт, как указывают справочники, обходился городской казне ежегодно в три тысячи целковых…


Откуда возникли сомнения

Несмотря на всю очевидность изображения на снимке, ответ на вопрос шестого тура вызвал определенные затруднения (верно ответили далеко не все приславшие в редакцию свои версии), хотя с первого взгляда на фотографию ясно, что на ней изображены именно Булак и Правобулачная улица.


Дело в том, что с толку сбивает шатровая колокольня в левом верхнем углу фотографии, так как аналогичных колоколен в районе Булака было две. В результате многие конкурсанты спутали место расположения Романовского моста с Лебедевским (в период его закладки в 1901 году).


Полностью развеять сомнения помогает сопоставление современных видов на эти мосты. Что же мы видим сегодня, встав на точку, откуда была сделана старая фотография?


Все дома, изображенные на ней, сохранились практически без изменений. Сохранилась даже фасадная стена складских помещений между домами Н.Киселева и К.Розентрейтера, хотя сами склады, располагавшиеся во дворе, полностью разрушены. К сожалению, не сохранились и двое арочных ворот, хорошо видных на старой фотографии.


Угловой дом Киселева с антресолями и оштукатуренными наличниками, выполненный в классическом варианте эклектики, был построен в 1896-м, а дом Розентрейтера – в 1872 году. Последний выгодно отличался от соседних тем, что окна второго этажа оформлены были с арочными проемами.


В левом верхнем углу фотографии изображена колокольня Вознесенской церкви (ее можно спутать с колокольнями двух храмов – Николо-Вешняковского или Московских чудотворцев), до начала 1930-х годов стоявшей на улице с одноименным названием (ныне Островского). Вместе с колокольней она была уничтожена в ходе войны с “опиумом для народа” – религией. Сейчас на этом месте стоит дом-“сталинка” №1/6 по улице Островского, построенный в 1946 году.


В Казани тоже были Романовы

Затруднения при ответе вызвали также происхождение названия моста и дата фотосъемки. Большинство читателей предположили, что Романовский мост был назван в честь императорской династии, как и железнодорожный мост через Волгу между Свияжском и Зеленым Долом. Как известно, он был сооружен в рекордно короткие сроки в 1913 году к трехсотлетию дома Романовых. Отсюда и приблизительная дата съемки – десятые годы прошлого века (так ответило большинство конкурсантов).


Казанцы Григорьевы сообщают, что на самом деле мост на Булаке был построен на средства одного из купцов Романовых. Это был либо Василий Иванович Романов (1805-1867), состоявший одно время бургомистром Казанского городского магистрата, либо потомственный почетный гражданин Казани Кузьма Иванович Романов (1825-1888), в 1870-1871 годах – городской голова Казани. Как утверждает Тамара Куклина, название мосту горожане могли дать и в честь архитектора Петра Ивановича Романова – в благодарность за его заслуги перед горожанами. Ведь он построил свыше 130 зданий только в центре города. Это, в частности, нынешние здания гостиницы “Булгар”, медресе “Марджания”, жилой дом №53 и флигель С.Плоцкой, располагающийся рядом с мостом у дома №45 по улице Правобулачной, флигель К.Никитиной (дом №3) по ул.Астрономической.


Что касается даты фотосъемки, то разброс версий конкурсантов оказался довольно широким – от конца XIX века до 1930 годов. Большинство читателей выдвинуло простое, но вполне логичное предположение: на фотографии мост реставрируют или строят заново после очередного половодья или вследствие ветхости прежнего. Однако это не совсем так.


Ближе всех к точному ответу – а это 1927 год – оказалась семья Григорьевых. Для понимания всех обстоятельств предлагаем ознакомиться с логикой их размышлений.


На подводах – стратегический товар

То, что фотография сделана до начала 1930 годов, очевидно: на это указывает колокольня Вознесенской церкви. Также очевидно, что фотография не могла быть сделана ранее 1896 года – как уже было сказано, времени постройки дома Киселева.


На снимке видны электрические столбы и фонари. Значит, фотография не могла быть сделана ранее 1897 года, когда на улицах Казани появилось электрическое освещение.


Идем далее. Если внимательно приглядеться к фотографии, то можно заметить, что стены домов обшарпаны, водостоки оборваны, ворота поломаны, придорожные тумбы вырваны, ограда Булака, существовавшая в начале прошлого века, отсутствует. Все это свидетельствует о том, что фотография была сделана после культурной, экономической и политической катастрофы 1917 года. Характер разрушений говорит о том, что прошло как минимум несколько лет после установления “диктатуры пролетариата” – за год-два такие разрушения вряд ли возможны. Значит, можно говорить о том, что фотография была сделана в двадцатых годах прошлого века.


А теперь, пишут Григорьевы, берем в руки увеличительное стекло. На мосту находятся явно не строители – руки в карманах, инструментов не видно. Все смотрят в сторону складских помещений, откуда выезжают груженые подводы. На подводах мешки. Вопрос: с чем? Логично предположить, что вывозят зерно.


Предположим, что фотография была сделана в период массового голода 1921-1923 годов, когда от истощения в Поволжье погибли миллионы людей. Но в то страшное время зерно и хлеб были самым ценным товаром, который охраняли хорошо вооруженные отряды милиции, войска и чекисты. За полбуханки плохого черного хлеба многие отдавали семейные драгоценности… Но на снимке вооруженных людей не видно. Следовательно, фотография сделана во второй половине 20-х годов.


Что дает основание к такому утверждению? Люди, стоящие на мосту, проявляют неподдельное любопытство к происходящим событиям. Один человек даже встал на поперечную балку моста. Другой, чтобы лучше видеть, встал на доску, расположенную за левой продольной балкой моста, и, чтобы не упасть, ему приходится держаться за нее рукой.


Известно, что во второй половине 20-х годов после нескольких неурожайных лет и снижения государственных закупочных цен в стране сокращаются поставки зерна. В городах вновь ощущается недостаток хлеба, и изнуренные люди только и думают о пище.


“Можно, таким образом, сделать предположение о том, – пишут Григорьевы, – что фотография сделана приблизительно в 1928 году, когда в Советской России случился пик острой нехватки хлеба”.


Булак ожидала участь Неглинки

Какие еще доказательства в виде фактов из истории города можно привести в пользу предполагаемой даты?


Известно, как далее указывают Григорьевы, что 14 сентября 1927 года состоялось очередное заседание специально созданного комитета по Булаку при Казанском горисполкоме. Он принял решение продолжить работы по проекту инженера Енша по благоустройству протоки.


Напомним, что еще в 1914 году Енш предложил Булак, который к тому времени превратился в довольно зловонную сточную канаву, заключить в кирпичную трубу большого диаметра, как это ранее было сделано в Москве с речкой Неглинной. Трубу предполагалось засыпать землей. В результате Булак должен был уйти под землю.


Казанская дума утвердила проект. В 1915 году приступили к его осуществлению, но Первая мировая война помешала затее.


По решению горисполкома с осени 1927 года работы по проекту заключения Булака под землю продолжили. Только вместо одной большой трубы решили строить две меньшего диаметра. За год Булак был заперт в кирпичные трубы протяженностью от Рыбнорядской площади до Университетской улицы, то есть от Татарского до Сенного моста.


Следующий мост – как раз Романовский. Его надо было разобрать для того, чтобы продолжить строительство двух каменных труб – рукотворного ложа Булака. На фотографии мы уже видим полуразобранный Романовский мост.


Кроме того, известно, что в 1927-28 годах сотрудники Казанского городского музея сделали для архива наибольшее в 20-е годы количество фотографий города. “Сопоставив перечисленные факты, мы и смеем утверждать, – пишут Григорьевы, – что фотограф нажал на кнопку затвора в 1928 году”.


Эпилог

Весной 1929 года каменные трубы, в которые был запрятан Булак, забились илом и грязью и их пришлось разобрать. Благо, трубы еще не успели засыпать землей…


Справедливости ради отметим, что это была не последняя попытка “закопать” Булак. В 1960-е годы всерьез обсуждались подобные же планы. К счастью, ограничились засыпкой устья протоки. Булак с его зелеными берегами и поныне продолжает радовать горожан своим историческим видом.


И последнее. Некоторые наши конкурсанты (особенно Б.Канеев и Б.Милицын) предложили общественности обсудить перспективу возвращения булакским мостам их исторических наименований. Кроме того, они ратуют за то, чтобы установить на них таблички с историческими справками о каждом из мостов. Согласитесь, идея неплохая.


 


Задание девятого тура


В заключение приводим очередную фотозагадку. Читателям необходимо назвать место и приблизительное время действия на снимке. Крайний срок высылки ответа в редакцию – месяц со дня публикации задания.


Из коллекции Б.Канеева

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще