Казанский институт культуры мира готовится к очередному, четвертому выпуску миротворцев. Своими размышлениями о новой концепции миротворчества и роли миротворцев в зонах конфликта делится ректор института профессор Энгель ТАГИРОВ.
Большинство из нас при слове “миротворец” представляют себе военного человека в голубой каске, посланного в составе специальных сил ООН в одну из “горячих точек” планеты. Сегодня более 35 тысяч таких “голубых касок” проводят миротворческие операции в 14 различных странах. В 10 из 15 акций ООН по поддержанию мира участвуют россияне.
Но в последние годы слово “миротворец” стало приобретать иное звучание, уводя нас от образа “человека с ружьем”. Все больше утверждается концепция многофункционального миротворчества, включающего не только военные меры (разделение конфликтующих сторон, контроль за выполнением договоренностей, разоружение, разминирование и др.), но и политические – постоянные переговоры политического персонала и представителей гражданской администрации; репарацию – возвращение на прежние места и/или расселение на новых перемещенных лиц и беженцев; контроль за соблюдением прав человека и гуманитарную помощь: предоставление продовольствия, топлива, крова и медицинской помощи в целях сохранения жизни и облегчения страданий людей на истерзанной конфликтами земле. Миротворцы организуют реконструкцию и восстановление разрушенных объектов жизнеобеспечения, проведение демократических выборов, систему СМИ, ведут розыск потерявшихся людей, восстанавливают семьи.
И если понимать миротворчество как сложный, многофункциональный и многоэтапный процесс урегулирования конфликтов, а не просто как акт прекращения огня и “разведения сторон”, тогда, бесспорно, эта деятельность требует специальных профессиональных знаний и высоких нравственных качеств. Трудно и противоречиво пробивают себе дорогу новые принципы современного миротворчества. Их развитие и утверждение связано с формированием новой генерации миротворцев – конфликтологов, нового превентивного стиля миротворчества, в котором на первое место выходил бы анализ противостояния сторон уже на предконфликтной стадии, прогноз динамики конфликта и всех его характеристик.
Инициатива подготовки миротворцев в Казани родилась, как часто говорят, “на середине пути”, на стыке встречных интересов студентов и преподавателей. Все началось с шутки, когда группа студентов второго курса, изучая региональные конфликты в рамках учебного курса конфликтологии и соревнуясь в разработке собственных моделей их урегулирования, назвала себя “корпусом миротворцев”. Знакомство с программой ЮНЕСКО “На пути к культуре мира” и с документами ООН, участие в акциях, инициируемых сначала кафедрой ЮНЕСКО Казанского финансово-экономического института, а затем Институтом культуры мира, увеличило число сторонников “активного миротворчества”.
В учебных курсах международного гуманитарного права и прав человека, этноконфликтологии и управления конфликтами, основ переговорного процесса и посредничества (таких специализированных курсов – 23) реализуется обучающая функция. Получаемые знания закрепляются конкретным участием молодых людей в рамках студенческих миротворческих инициативных объединений: лекторской группы “Диалог”, корпуса волонтеров “Милосердие”, дискуссионного клуба “Проблема”, в проведении разного рода акций, например, традиционного конкурса эрудитов по проблемам конфликтологии.
Среди многих проектов Института культуры мира образовательный проект стал доминирующим. Мы тщательно отбираем молодых людей, кому рекомендуем пройти курс миротворческой подготовки. Это, как правило, те, в ком есть дар миролюбия, потенциал гуманистического мировидения (миропонимания) и потребность в мирозащитной деятельности. Эти парни и девушки очень заметны на фоне тех, кто устремлен лишь к личным и сиюминутным проблемам и интересам, по уровню терпимости, духовной зрелости, политической и гражданской сознательности, политического интеллекта, стилю и культуре поведения в конфликте. Об этом свидетельствуют итоги участия “корпуса миротворцев” в различных национальных и международных конкурсах, завоеванные ими дипломы, грамоты и сертификаты на всероссийских конкурсах в Москве, Нижнем Новгороде, Казани.
Первая группа миротворцев гражданского типа – 33 выпускника, имеющих высшее образование, получила сертификат “миротворца-конфликтолога” в 2000 г., а 132 студента различных казанских вузов, прошедшие обучение в рамках “Корпуса мира”, также получили сертификат о начальной миротворческой подготовке. Сейчас мы готовим четвертый выпуск.
За это время было подготовлено более 400 миротворцев нового поколения. Много это или мало? Наверное, мало, имея в виду степень востребованности такого рода специалистов не только для “горячих точек”. Исходим из того, что миротворческая способность должна быть несущим элементом общей культуры и профессиональной компетенции каждого специалиста, и прежде всего менеджерского корпуса.
Конечно, количество и качество подготовки миротворцев определяется прежде всего кадровым потенциалом, методикой и технологией обучения, но фактор материальный также немаловажен. Ведь до сих пор первый и единственный в мире Институт культуры мира хотя и носит государственный статус, но функционирует на общественных началах (без бюджетного финансирования и собственного учебного здания).
Но думать о возможности прекращения дела, которым пока никто другой в мире реально не занимается, не хочется. Мы по-прежнему глубоко убеждены в том, что именно Татарстан с его многовековыми традициями миросозидания, толерантности и межцивилизационного диалога должен стать первым признанным в мире центром подготовки гражданских миротворцев.
Было бы большой ошибкой не использовать тот шанс, который есть у Татарстана в реализации дела большой международной значимости. Успех этого дела усилил бы внимание политической и научной общественности мира к традициям и культуре Татарстана, его уникальному тысячелетнему опыту межцивилизационного взаимодействия.
“Татарстанская модель” мирной трансформации общества, “отцом-основателем” которой является Президент Татарстана М.Шаймиев, могла бы получить новое звучание в условиях формирования нового мирового порядка. Кстати, ему же принадлежит афоризм “Культура мира – это идеология XXI века”.
Оптимизм и веру в развитие Института культуры мира придает и такой фактор, как крепнущие связи и поддержка ЮНЕСКО, которая рассматривает его как малую социальную лабораторию, где отрабатываются многие идеи и инициативы этой авторитетной организации. В этом плане весьма реально включение Института культуры мира в интересные миротворческие проекты, которые осуществляет ЮНЕСКО. Среди них: подготовка “поборников мира” во многих странах из числа политических руководителей государственного и общинного уровня, членов правительств и парламентов, преподавателей и специалистов; участие в рамках существующих по всему миру подразделений и учреждений системы ООН по трансформации конфликтов и формированию консенсуса в построении мира.
Генеральный директор ЮНЕСКО К.Мацуура уже дважды интересовался состоянием дела подготовки казанских миротворцев: в Москве во время его первого визита в Россию и в Париже в ходе акции “Татарстан в ЮНЕСКО”. Теперь предстоит более подробное знакомство с Институтом культуры мира, где его ждет приятный сюрприз: вручение диплома почетного профессора, а также Золотой медали “Роза мира”.
Человечество учится гасить пожары локальных войн дипломатическими и силовыми методами, в том числе методами миротворческой деятельности. Эта деятельность не является панацеей от войны и не гарантирует мира автоматически. Но миротворчество как философия и как система действий формирует людей, способных остановить опасное развитие событий. Пусть таких людей будет больше.