В Казани близится к завершению XVII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, главным украшением которого стали молодые талантливые танцовщики и балерины, уже заявившие о себе на престижных международных конкурсах, но впервые приехавшие на Нуриевский фестиваль.
Напомним, что фестиваль открылся балетом “Спящая красавица” с участием великолепных солистов Санкт-Петербургского театра имени Мусоргского Оксаны Кучерук и Романа Михалева. Казанцы увидели их в партиях принцессы Авроры и принца Дезире.
– Аврору я танцевала в своем театре и в Японии, – сказала после спектакля Оксана. – Это чудный образ, один из самых моих любимых. Три года назад в Казани я танцевала Китри в “Дон Кихоте” и вот теперь с удовольствием приехала к вам вновь. Ведь Нуриевский фестиваль собирает из многих театров лучших танцовщиков, у которых можно поучиться. К тому же это и встреча с друзьями, а их у меня в Казани уже довольно много.
Еще одним дебютантом Нуриевского фестиваля стал солист Большого театра России Дмитрий Гуданов, исполнивший в “Жизели” партию принца Альберта.
“Откровением” назвала московский критик Н.Садовская фестивальный спектакль “Лебединое озеро”, где в главных партиях предстала великолепная пара из Мариинского театра – Наталья Сологуб и Леонид Сарафанов.
– Я давно не видела такой классичности, академичности и элегантности, – сказала Наталья Михайловна. – У Наташи Сологуб прекрасное фуэте, интересные находки в пластике рук, а у Леонида – удивительная чистота танца. Они оба создали на сцене впечатляющие образы. Прекрасно танцевали па-де-труа Лена Щеглова, Лена Кострова и Нурлан Канетов – неподражаемое казанское трио. О кордебалете я уже не говорю, он, как всегда, прекрасен.
На фестивале зрители смогли вновь соприкоснуться душой и с татарским сказочным балетом “Шурале”. В его заглавной партии мы увидели одного из ведущих танцовщиков Большого театра России Александра Петухова, удачно дебютировавшего в роли Шурале на прошлогоднем фестивале. А нынешний подарил нам встречу с восходящей звездой этого же театра, очаровательной семнадцатилетней балериной Анастасией Меськовой. Для нее выступление на Нуриевском фестивале стало двойным дебютом. Она впервые в своей жизни танцевала партию Сююмбике, которую специально выучила, чтобы участвовать в фестивале. К слову сказать, творческая судьба Насти не совсем обычна. В шесть лет она победила на телеконкурсе “Утренняя звезда”, исполнив собственные хореографические импровизации на классические темы: “Лебедь”, “Кармен”, “Аве-Мария”. В восемь лет, поступив в Московскую хореографическую академию, Настя дебютировала на сцене Большого театра в балете “Коппелия”. Одновременно снялась в кино – в фильмах “Балерина” и “Маленькая принцесса”. В девять лет за партию Маши в “Щелкунчике” получила Гран-при на телеконкурсе в Италии. В 1995 году имя десятилетней Анастасии Меськовой было занесено в “Золотую книгу: “XX век -XXI веку”.
Я поинтересовался у Насти, почему она решила станцевать Сююмбике.
– Мне нравятся сильные натуры – Мирта, Китри, а Сююмбике – хрупкая и нежная, полная им противоположность, но этим и интересна, – сказала балерина. – “Шурале” – балет очень красивый. Он шел и в Большом театре, и в Мариинском, где эту партию танцевала знаменитая Людмила Семеняка. Теперь она мой педагог-репетитор и помогала мне готовить эту партию. А в Казани мне очень помогла ваша Сююмбике – педагог-репетитор Ирина Шарифовна Хакимова, а также Артем Белов – Былтыр в “Шурале”. И я им бесконечно благодарна.
Ну а на сцене было страшновато только перед первым прыжком – хореография все же для меня непривычная. Но я сразу почувствовала, какая доброжелательная атмосфера в зале, и успокоилась.
– Мы все волновались за Настю, – сказала Наталья Михайловна Садовская. – Но она выступила достойно. У нее очень хороший прыжок, красивый арабеск… И вообще, хорошенькая, молоденькая, на татарочку похожая…
С большим успехом прошли и заключительные спектакли фестиваля – “Дон Кихот”, “Баядерка”, “Тщетная предосторожность”. А сегодня фестиваль завершится гала-концертом.