Санкт-Петербург – Казань. Юбилейные аналогии

Что общего между северной столицей с ее военно-морской подтянутостью, масштабом площадей и ансамблей, бесконечных набережных, подчеркнуто-стильных фасадов и древним городом на Волге, исторический облик которого сформирован местным Кремлем, купеческими особняками, стройными минаретами и разнообразными по стилю православными храмами?

information_items_1347368754

Что общего между северной столицей с ее военно-морской подтянутостью, масштабом площадей и ансамблей, бесконечных набережных, подчеркнуто-стильных фасадов и древним городом на Волге, исторический облик которого сформирован местным Кремлем, купеческими особняками, стройными минаретами и разнообразными по стилю православными храмами? Общее между ними, в первую очередь, – это регулярная планировка, обилие исторических памятников в центре города и развитая промышленность. А потому родственными являются и проблемы, которые эти города решают в связи со своими юбилейными датами, считает казанский архитектор Сергей Соколов, вернувшийся недавно из Санкт-Петербурга с Международного строительного конгресса “Интерстройэкспо”.


Коллаж А.Кобякова.


За три недели до своего 300-летия Санкт-Петербург представлял собой огромную строительную площадку.


Аэропорт “Пулково” встречает гостей шумом строительных машин – меняют покрытие подъездных дорог, реконструируют здание аэровокзала. В строительных “лесах” Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, здания Генерального штаба, Сената и Синода, парадные подъезды Зимнего дворца и большинство других ключевых памятников архитектуры. Со многих улиц убирают трамвайные рельсы и тоже заменяют дорожные покрытия. Первая мысль, которая приходит в голову приезжим: “Не успеют к празднику!” И только после общения с руководством города и теми, кто непосредственно реализует юбилейную программу, все становится на свои места.


На встрече с участниками конгресса губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев выразил свой подход к вопросам комплексной реконструкции города, который сводится приблизительно к следующему:


окончание всех работ непосредственно к празднику не является самоцелью для городских властей. Разумеется, будет завершен ремонт наиболее значимых фасадов в центре, дорог и тротуаров на главных проспектах, памятников и скульптурных композиций. Будет сделано все, чтобы показать гостям город на Неве во всей красе. Но основная часть работ, которая скрыта за “ширмой” обновленного центра, будет продолжаться столько, сколько этого требуют проектные решения и технологические условия. Как, например, реконструкция морского порта, завершение строительства уникальных защитных сооружений, предотвращающих опасность наводнений, решение жилищной проблемы, строительство новых сооружений для транспорта, водоснабжения и водоотведения. Естественно, что все эти работы долговременны и необдуманное их ускорение может только навредить качеству.


Вызывает уважение и подход к реставрации отдельных объектов, где спешка присутствует только в восстановлении главных фасадов, формирующих архитектурный облик улицы. В целом же исследовательские реставрационные работы рассчитаны на многие годы вперед и предусматривают воссоздание внешнего облика и интерьера зданий с учетом определенного исторического периода или эпохи. Участвуют в реконструкции зданий и другие регионы, и даже государства. Например, одно из зданий по Невскому проспекту реконструируется на средства Люксембурга, а здания по Казанской улице – на средства Казани и с привлечением казанских специалистов. Однако непосредственно к научной реставрации зданий прикасаются только работники местных реставрационных мастерских, созданных еще в первые послевоенные годы для восстановления из руин дворцов Ленинграда и его пригородов.


300-летие Санкт-Петербурга отмечается в эти дни, а у Казани до тысячелетнего юбилея впереди еще два года, отмеренные на реализацию федеральной целевой программы “Сохранение и развитие исторического центра Казани”. Во многом специфика подготовки к торжествам совпадает с петербургской. Празднование тысячелетия Казани воспринимается не как самоцель, а как реальная возможность решить ряд накопившихся проблем с привлечением средств федерального бюджета. Назову лишь некоторые из них и охарактеризую опять же в сравнении с петербургской ситуацией.


Жилищное строительство. К чести руководства нашей республики, а также строителей и инвесторов, Татарстан постоянно держится в числе лидеров в строительстве жилья. Если в Петербурге, где живет без малого пять миллионов человек, в год строится около 1,1 млн. квадратных метров жилья, то в Татарстане с населением около четырех миллионов ежегодно вводится около 1,5 млн. квадратных метров, причем более половины из них приходится на Казань. Так что сравнение в этом плане, несомненно, в нашу пользу.


Туристические объекты. Здесь Казани значительно сложнее, чем Питеру. Город в центральной части России не имеет такого выгодного географического положения, да и историко-культурных памятников мирового значения у нас гораздо меньше. Если еще в начале 1990-х годов Казань представляла интерес целостностью своего исторического центра, сохранившейся средой ” старой Казани” – улиц, застроенных в середине и конце XIX века, то с началом массового сноса исторических зданий эта уникальность города нивелирована. Современной архитектурой наш город также вряд ли удивит туристов. Такие объекты, как культурно-развлекательный центр “Пирамида”, привлекают внимание только по причине отсутствия в Казани разнообразной современной архитектуры. Гостей из столичных городов, привыкших к обилию современного высокотехнологичного строительства, здесь может удивить разве что помещение “зрелищной функции” в неудобную геометрическую форму.


Тем не менее Казань остается одним из культурных центров России, местом проведения всемирных конгрессов татар, театральных фестивалей, пунктом волжских путешествий. Поэтому федеральная программа предусматривает создание новых и реконструкцию старинных гостиничных комплексов. Например, гостиниц “Казань” и “Совет”.


Транспорт. К тысячелетию Казани планируется решить накопившиеся проблемы как внешнего, так и внутригородского транспорта. Пуск первой линии метрополитена призван продемонстрировать казанцам удобства подземного передвижения в условиях растянутого по площади города с интенсивным уличным движением. Кроме этого, метро психологически приблизит Казань к наиболее развитым городам, давно использующим этот вид транспорта.


Два транспортных кольца – Большое и Малое, новая капитальная дамба через Казанку позволят рассредоточить автомобильное движение, предот-вратить возникновение “пробок” на дорогах и сделать путь из отдаленных районов в центр удобнее и безопаснее. Конечно, для горожан предпочтительнее, чтобы эти работы не создавали неудобств для работы общественного транспорта, а если бы и создавали, то ненадолго. Чтобы не повторилась ситуация, когда несколько лет назад производилась замена трамвайных рельсов и дорожного полотна по улицам Карла Маркса и Ершова. Вследствие вялости дорожных работ в течение всего лета эти улицы были закрыты для движения.


Участникам “Интерстройэкспо” в Санкт-Петербурге было продемонстрировано ведение дорожно-ремонтных работ на Лермонтовском проспекте. Нас поразили слаженность и оперативность хода реконструкции при видимом отсутствии авральной спешки. Различные виды техники зарубежного производства неторопливо движутся по проспекту, превращая циклы работ по демонтажу рельсов, снятию старого покрытия, замене инженерных коммуникаций, устройству тротуаров и укладке асфальта в единый процесс, не прекращающийся ни днем, ни ночью. В результате за пять рабочих дней участок проспекта от Обводного канала до Фонтанки был превращен в первоклассную улицу.


Экология. Разумеется, Волга – это не коварная Балтика, и у Казани нет необходимости уделять столько внимания строительству защитных инженерных сооружений. Но свои специфические проблемы есть и у Казани. Регулярный градостроительный план, который роднит Казань с Петербургом, был задуман не только для облегчения процесса застройки и передвижения по перпендикулярным улицам. Как ни парадоксально, казанские планировщики еще на рубеже XVIII-XIX веков дали нам шанс для решения экологических проблем, который мы практически не используем.


Просторы Волги, река Казанка, протока Булак, озера Кабан, окруженные зеленью, являются естественным источником свежего воздуха, приток которого в центр города осуществлялся за счет грамотного расположения улиц, скверов и парков. В настоящее время естественная циркуляция воздуха предельно затруднена. От Волги Казань отрезана промышленной зоной, Казанка постепенно утрачивает свою зеленую пойму. Хаотично застраивается зона природного бассейна реки. Например, естественно было бы создать пешеходную набережную в районе улицы Подлужной, которая могла быть прекрасным местом прогулок горожан, соединенным с парком культуры и отдыха пляжем, живописными холмами “русской Швейцарии”. Однако бессистемные отводы участков под частное строительство в этой части города сделали устройство рекреационного комплекса невозможным. Перестал быть в полном смысле протокой и Булак, современное состояние которого не только не оздоровляет экологическую обстановку, но и придает этой части городского центра неухоженный вид.


Улицы Щапова, Калинина, Ульянова, расположенные на рельефе, с их скверами и садиками тоже являлись до недавнего времени элементами городского воздухообмена. Но резкое сокращение зелени за счет бесконечного уплотнения застройки новыми объектами сделало эти улочки некомфортными даже для кратковременного пребывания, не говоря уже о постоянном проживании.


Не навреди, или Еще раз о программе 1000-летия…

Застав Санкт-Петербург в преддверии юбилейных празднований, мы увидели лишь первые результаты гигантской работы. Это вовсе не значит, что вся эта кропотливая отделка фасадов, ремонт набережных, мостов и мостиков, озеленение берегов и прочие восстановительные работы ведутся здесь постоянно и системно. Напротив. По признанию горожан, это первый “капитальный” ремонт города за весь советский период его истории. Однако то, как используются финансовые и организационные возможности, появившиеся у города в связи с его 300-летием, вызывает уважение.


Программа подготовки к 1000-летию Казани дает не менее масштабные возможности для того, чтобы наша столица приобрела качественно иной, современный облик. В ней предусмотрены и комплексные меры по оздоровлению внутригородских акваторий, и реконструкция ландшафтно-парковых комплексов, и мероприятия по обеспечению надежности водо-, электро-, теплоснабжения городских районов.


Важным пунктом программы являются строительство и модернизация крытых рынков. Преимущества цивилизованной торговли уже продемонстрированы казанцам с вводом в эксплуатацию Ново-Савиновского комплекса. К тысячелетию будут реализованы и проекты реконструкции центральных рынков.


Нашлось в программе место и для таких памятников истории и культуры, о реставрации которых ранее невозможно было бы и думать из-за отсутствия средств. Среди них – дом Апанаевых, здание Казанской епархии, усадьба купца Сайдашева, мечети Иске-Таш, Ново-Слободская, Розовая, Азимовская, колокольня церкви Московских Чудотворцев, Зилантов-Успенский монастырь и многие другие. Для воссоздания ансамбля Богородицкого монастыря (по ул. Большой Красной) предусмотрено “отселение” из его помещений Казанской табачной фабрики.


Большое внимание уделено развитию спорта: это Баскет-холл, новый Дворец спорта в Ново-Савиновском районе (он пока в проекте), спортивный центр по пр. Ибрагимова, реконструкция Центрального стадиона.


Согласно программе, полным ходом ведутся проектные и строительные работы на многих объектах культуры и науки. Это театр оперы и балета, театр кукол, филиал Академии художеств РФ, который, после вывода учебного корпуса КГТУ им. Туполева, разместится в своем историческом здании по улице Карла Маркса. Это, конечно, и жемчужины Казани – кремлевский и университетский комплексы.


Даже простое перечисление пунктов программы “Сохранение и развитие исторического центра Казани” дает возможность осознать тот масштаб работ и мероприятий, которые предстоит осуществить. Естественно, что многие из них на момент юбилейных торжеств не будут завершены. Реставрационные процессы, которые в идеале являются научной работой и должны вестись по принципу “Не навреди!”, вообще могут длиться десятки лет. Да и при новом строительстве гораздо важнее соблюсти все технологические условия, пусть даже представив объект гостям праздника в стадии завершения, чем лихорадочно, “к дате” закончить работы и после праздника заниматься устранением недоделок. Женщина вынашивает ребенка в течение положенных девяти месяцев, и ни у кого не возникает мысли сократить этот срок месяцев до пяти. Подобно этому здание или инженерное сооружение – детище десятков и сотен людей – должно появляться на свет в соответствии с рассчитанной технологией строительства.


Глубокий смысл программы подготовки к 1000-летию Казани состоит не столько в форсировании строительных и реставрационных работ, сколько в запуске таких внутригородских механизмов, которые дадут Казани возможность самообновления и развития на долгое время после проведения праздника. Это позволит ей быть современной и красивой, несмотря на почтенный возраст.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще