Место встречи – музей Бориса Пастернака

В этом старинном двухэтажном домике за высоким деревянным забором всегда многолюдно.

В этом старинном двухэтажном домике за высоким деревянным забором всегда многолюдно. Особенно летом – народ с утра до вечера толпится во дворе, не смолкают разговоры и споры, уставшие от многоголосицы жители соседних квартир терпеливо молчат… Что делать, но вот уже тринадцать лет им приходится жить под одной крышей с Мемориальным музеем Бориса Пастернака.


Открыть в Чистополе музей Бориса Пастернака было мечтой многих интеллигентных, культурных, по-настоящему любящих литературу людей. 1990 год был объявлен ЮНЕСКО годом Бориса Леонидовича Пастернака. И 10 февраля 1990 года, в день 100-летия со дня рождения знаменитого создателя “Доктора Живаго”, были открыты мемориальная доска на доме по улице Володарского, 75 (ныне улица Ленина, 81) в Чистополе и мемориальная комната, где Пастернак жил с 18 октября 1941-го по 25 июня 1943 года. А несколько месяцев спустя, 12 сентября 1990 года, появилась экспозиция музея “Чистопольские страницы”.


Еще один музей Бориса Пастернака был открыт также в 1990 году в Переделкино под Москвой, на бывшей даче поэта. Небольшой отдел, посвященный Пастернаку, в настоящее время открыт в Москве в музее Серебряного Века.


Трудное и тревожное время пришлось пережить Пастернаку и его коллегам по перу в Чистополе. Шла война. Пастернак в ту пору был уже не молод, ему перевалило за 50. Хотя современники вспоминали, что внешне он выглядел моложе своих лет. Чистопольский период в творчестве Пастернака оказался, несмотря на лишения, довольно плодотворным. В городе на Каме им были переведены две пьесы В.Шекспира – “Ромео и Джульетта” и “Антоний и Клеопатра”, томик стихов и поэм польского поэта Ю.Словацкого, написаны поэма “Зарево” и пьеса “На этом свете” (не закончены), стихотворения.


Большой вклад в организацию музея в Чистополе внесли Г.С.Муханов – генеральный директор национального музея РТ, Г.Н.Абрамов – в ту пору заместитель председателя исполкома Чистопольского райсовета, Г.А.Коваленко – заместитель главы администрации Чистополя по вопросам культуры и многие другие.


С первых дней музей возглавила Любовь Григорьевна Демченко (выпускница филфака Елабужского пединститута), прежде преподававшая русский язык и литературу в школе № 17 Чистополя. На пост директора музея ее, как талантливого организатора и грамотного специалиста, рекомендовала известная в городе своей краеведческой и общественной работой, большой любовью к творчеству Пастернака Нина Степановна Харитонова. Сразу же после назначения Демченко прошла в Москве месячные курсы по музееведению. Как она сама вспоминает: “Мне повезло, я попала в группу очень опытного музейщика Анны Константиновны Ломуновой, которая работала научным сотрудником в музее Льва Толстого в Москве. А стажировку затем я прошла в именитых казанских музеях – Боратынского, Тукая.”


Изначально деятельность Чистопольского музея Пастернака строилась на весьма профессиональной основе. Кстати, позже Любовь Демченко получила второе высшее образование по специальности “Музееведение и охрана памятников”, окончив институт дополнительного образования. А в 2000 году ей присвоено звание заслуженного работника культуры Татарстана.


Вместе с Демченко в музей Пастернака пришел и Рафаил Хамитович Хисамов – фигура в Чистополе почти легендарная. Сейчас он занимает в музее должность старшего научного сотрудника. В 2002 году Хисамов награжден почетным знаком РФ “За заслуги в области культуры”. Конечно, нельзя не вспомнить энтузиазм смотрителя Нины Борисовны Майзит, в прошлом директора школы №18. Она уже давно на пенсии, но до сих пор продолжает активно сотрудничать с музеем. Вообще, надо сказать, музею повезло на умных, грамотных сотрудников и просто хороших людей. Светлана Анатольевна Скучаева, выпускница КГУ, в музее с 1993 года, заведует фондами. Лидия Сергеевна Волкова также выпускница КГУ, официально в штате музея только год. Но до этого она десять лет сотрудничала с музеем на общественных началах.


Музей Пастернака в Чистополе ежегодно посещает около пяти тысяч человек – жителей Татарстана, России, зарубежных стран. Довольно толстая книга отзывов испещрена записями – это благодарности работникам музея за интересные экскурсии и другие мероприятия. Музей Пастернака в Чистополе – это не просто литературно-персональный музей, его с полным правом можно назвать народным музеем. Сюда с удовольствием приходят школьники – потому что им здесь интересно. В музее проводятся читательские конференции, выставки, семинары, уроки и видеоуроки (в том числе для младшеклассников и воспитанников детских садов), литературно-музыкальные вечера, устраиваются музейные спектакли, презентации книг, встречи с писателями и деятелями культуры. При музее работает клуб “КЛИО-Мемориал”, активно сотрудничающий со многими общественными организациями.


Вся эта работа была бы невозможна без активной помощи большой армии общественных помощников. Среди них, конечно, персона номер один – уже называвшаяся Нина Степановна Харитонова. Многое делают для музея библиотекарь Е.Быкова, преподаватель сельхозтехникума М.Архангельская, бывшая учительница литературы, теперь пенсионерка М.Максимова, преподаватель музыки А.Клычкова. А уроженка Чистополя, ныне живущая в Казани и работающая в музыкальном училище Лариса Кулибина издала не так давно сборник романсов на стихи Бориса Пастернака.


Музей Пастернака лучше не описывать словами, а побывать там, услышать рассказы экскурсоводов, увидеть все своими глазами. Музей невелик, даже мал по самым скромным музейным меркам. Но посетителей здесь всегда очень много, особенно летом, когда Чистополь наполняют туристы. В таких случаях во дворе музея, на улице скапливается большое количество людей, стоящих в очереди, чтобы зайти в музей. В небольших жилых покоях на втором этаже, в малюсенькой, с железной кроватью и единственным стулом перед столом комнатке умещается от силы человек пятнадцать. Но люди терпеливо ждут, всем хочется увидеть подлинные вещи, книги, рукописи Пастернака, послушать рассказ экскурсовода – интерес к писателю в последнее время растет. Это, с одной стороны, радует, с другой – огорчает… Такой популярный, оригинальный музей занимает столь малые площади – всего-то две бывшие квартиры: одну на втором этаже (здесь располагались комната Б.Пастернака, кухня общего пользования, прихожая), другую – на первом (сейчас здесь, обставленный старинной мебелью, обустроен уютный, но очень маленький по размеру литературный салон).


Вопрос о переселении жильцов других пяти квартир дома ведется (и пока безрезультатно) уже в течение тринадцати лет. Между тем музею Пастернака крайне необходимы дополнительные площади. Это позволило бы открыть выставочный зал со сменными экспозициями (например, к юбилейным датам, и не только Пастернака), лекционный зал. Исполнилась бы давняя мечта об открытии литературного кафе, в котором бы собирались и молодежь, и ценители литературы – интеллектуалы (таковых в Чистополе хватает). Наконец, появилась бы возможность удобно разместить музейные фонды. Как ни абсурдно, но у работников музея (между прочим – научных сотрудников) нет даже рабочих комнат и собственных столов. Потому что их некуда поставить…


Таковы проблемы маленького музея. А есть проблемы совсем противоположного плана… В селе Кутлушкино Чистопольского района в 1999 году построили шикарный по всем меркам музей Гаяза Исхаки – большой, красивый, богатый, интересный. Столько средств ушло на его обустройство. Но вот беда – пустует музей. Не потому, что плохой и нечего там смотреть, а потому, что не там его построили. В деревню Кутлушкино, расположенную довольно далеко от райцентра и от трассы, мало кто заезжает. Между тем, когда чиновники решали вопрос о строительстве, их предупреждали, что музей лучше открыть в Чистополе. Во-первых, сам Гаяз Исхаки провел в Кутлушкино очень мало времени, успев разве что там родиться и прожить первые годы. А вот с Чистополем у него были куда более тесные и продолжительные отношения. Во-вторых, и это наиболее важный момент, Чистополь – крупный районный центр с богатыми историческими традициями, сюда приезжает много туристов со всей России и из-за границы. Кутлушкино же, повторюсь, расположено далеко, и мало кто рискнет поехать туда только ради музея. За минувший год, например, музей Гаяза Исхаки посетило 2,5 тысячи человек. Львиная доля посетителей – участники так называемых Гаязовских чтений. В музее Пастернака в 2002 году официально побывало 5300 – больше он при всем желании вместить не смог…


Людмила КАРТАШОВА.


Мы попросили прокомментировать ситуацию первого заместителя министра культуры РТ Рафаэля ВАЛЕЕВА.


– Решить проблему можно только одним способом – выселить жителей соседних квартир и полностью отдать дом музею Пастернака. Но в таком случае придется выделить новое жилье. А эта акция исключительно в ведении администрации города Чистополя, а не Министерства культуры. Года три назад мы отправляли письмо с просьбой пойти навстречу музею и отселить жильцов. Тогда городские власти возможностей не нашли. В прошлом году Министерство культуры РТ вновь ходатайствовало перед чистопольской администрацией, предложив включить объект в программу ликвидации ветхого жилья. Но ответа на сей счет все еще нет. Между тем такой путь, на мой взгляд, самый реальный. Что касается реставрации, подготовки музейных экспозиций на освободившихся площадях – это уже компетенция наша, Министерства культуры. Эту часть забот берем на себя. В свое время был полностью отреставрирован и приведен в надлежащий порядок музей Надежды Дуровой в Елабуге. Другое дело, что там не приходилось решать вопрос об отселении жильцов. Кстати, подобную с музеем Пастернака ситуацию переживает в настоящее время музей Назиба Жиганова (его официальное название – музей-лаборатория). Там тоже ощущается нехватка площадей и требуется отселение жильцов. Правда, всего из одной квартиры.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще