Книга, которую ждут

Сказать, что об истории казанского театра написано много – все равно что ничего не сказать.

Сказать, что об истории казанского театра написано много – все равно что ничего не сказать. “Русский театр в Казани” Игоря Ингвара и Ильтани Иляловой, “Казанский тюз” Юрия Благова, “Музыкальный театр в Казани” Георгия Кантора – это лишь малая часть фундаментальных работ. Однако, несмотря на такое обилие литературы, скупо освещен, наверное, самый интересный период в истории театра XX века. Это – двадцатые годы, которые и для Казани были ознаменованы новыми “революционными” тенденциями в культурной жизни.


Казанский театр к тому времени считался одним из лучших провинциальных театров страны. Но даже он уже не отвечал потребностям нового времени. Внешняя занимательность и жанровое разнообразие репертуара не могли скрыть искусственности, отработанности приемов старого театра. Тогда и возникла в Казани труппа, не ограничивавшая себя узкими рамками старой театральной школы и не связанная ее условностями, – КЭМСТ. До сих пор нет точной расшифровки этой аббревиатуры. Это и Конструктивно-экспериментальная мастерская современного театра. Это и пять основных принципов нового коллектива: конструктивизм, эмоциональность (эксперимент), мастерство, современность и театральность. Наконец, КЭМСТ – это и аббревиатура из первых букв нецензурного ругательства в адрес старого театра.


Впрочем, расшифровка не так важна. Главное, что именно этот театр, существовавший с 1923-го по 1926 год, совершил революционные преобразования в сценическом искусстве Казани. Это он взбудоражил умы, вызывая споры и дискуссии после спектаклей, превышающие продолжительность самих представлений. Именно КЭМСТ способствовал формированию новых эстетических ценностей и заставил все театры республики, и в частности Казанский Большой драматический театр, искать новые пути, и в том числе стимулировал поиск приемлемого языка для общения с казанской публикой.


Идея создания книги, рассказывающей о деятельности КЭМСТ и ее влиянии на всю последующую театральную жизнь Казани, принадлежит заведующему музеем Качаловского театра, заслуженному деятелю искусств РТ Юрию Благову, а также его предшественнику и одному из активных участников того легендарного коллектива Игорю Ингвару. Однако смерть Игоря Германовича в 1993 году помешала осуществлению задуманного. С тех пор, по словам Юрия Алексеевича, написание данного исследования стало как бы его внутренним долгом перед памятью человека, всю свою жизнь преданно служившего театру.


Автор книги “КЭМСТ и театральная жизнь Казани 20-х гг. XX в.” на основе уникальных и малоизученных документов делает попытку осмысления такого феномена, как КЭМСТ. Говоря о предпосылках его появления, Юрий Благов анализирует сложившуюся нелегкую ситуацию в художественной жизни города. По программкам, фотографиям и оставшимся немногочисленным воспоминаниям он реконструирует спектакли Казанской мастерской современного театра. Отдельное внимание в книге уделено студии драматических искусств под руководством Зинаиды Славяновой, без которой в Казани вряд ли бы появились собственные профессиональные артисты. Студия Славяновой имела огромное значение для развития русского советского театра в Казани. Из нее вышли будущие народные артисты РСФСР


В.Белокуров и Е.Жилина. В книге также нашла отражение история Татарского театрального техникума, в становлении которого значительную роль сыграли актеры и режиссеры КЭМСТ.


Доступный язык изложения в сочетании с эксклюзивными материалами делают работу Юрия Благова интересной для широкого круга читателей. Появления этой книги ждут не только казанские, но и московские исследователи.


Более полугода назад договоренность о ее публикации была достигнута с издательством “Фэн”, однако, судя по всему, здесь явно не спешат пролить свет на одну из самых интересных страниц истории казанского театра.


Николай БАСИН.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще