Сага о пророке

Случилось так, что я волею случая оказался причастен к трилогии Суфияна Поварисова о Галимджане Ибрагимове – “Заря пророка”, “На седьмом небе”, “Шаг до рая” – на заре ее рождения: в августе 1994 года тогдашний главный редактор журнала “Тулпар”дал мне объемистую рукопись с просьбой отредактировать и сократить до приемлемых размеров.

Случилось так, что я волею случая оказался причастен к трилогии Суфияна Поварисова о Галимджане Ибрагимове – “Заря пророка”, “На седьмом небе”, “Шаг до рая” – на заре ее рождения: в августе 1994 года тогдашний главный редактор журнала “Тулпар”дал мне объемистую рукопись с просьбой отредактировать и сократить до приемлемых размеров.


Рукопись я вернул редактору через неделю с твердым пожеланием опубликовать немедленно, не сокращая и не меняя ни одного слова. В 1995 году первая часть романа увидела свет.


С того времени на Суфияна Поварисова я начал смотреть с чувством преклонения перед несомненным талантом. Вместе с драматургом Нажибом Асанбаевым побывали на его родине – в изумительно красивой деревне Тупеево Илишевского района, встречались с родными и знакомыми писателя, пытаясь познать и понять истоки его вдохновения. Много беседовали с ним о литературе и литераторах. Мне импонировало то, что Суфиян “жил” Ибрагимовым, видел вокруг себя его героев. Посещая родину Ибрагимова – деревню Султанмуратово Аургазинского района, автор почти зримо ощущал, что где-то в этих краях живет башкирочка Гульбике, а вон там, на лугу в пойме Агидели, мерятся силами и сноровкой на сенокосе Хафиз с Каримом ради красавицы Асмы, что описана в романе “Дети природы”.


Меня не переставала восхищать решимость писателя-фронтовика, участника битвы на Курской дуге взяться за художественное описание и осмысление сложной жизни Галимджана Ибрагимова. Природный талант и неуемное трудолюбие помогли ему совершить поистине литературный подвиг.


О Галимджане Ибрагимове – крупном ученом, видном общественном деятеле, авторе широко известных романов “Наши дни”, “Глубокие корни”, повестей “Судьба татарской женщины”, “Сказание о красных цветах”, “Дочь степей”, трудов по филологии, лингвистике, истории – писали М.Горький, А.Фадеев, Ф.Гладков, Л.Соболев, француз Луи Арагон, казах С.Муканов, туркмен Б.Кербабаев, азербайджанец С.Вургун, многие мастера татарской, башкирской, чувашской и других братских литератур. Об этом я говорю, чтобы еще раз подчеркнуть, какую трудную и ответственную работу взвалил на себя Суфиян Поварисов… И блестяще ее выполнил.


Святой мученик идеи справедливости, беззаветно преданный борьбе за народное счастье, сын революции, рожденный и возвеличенный ею, а затем ею же униженный, втоптанный в грязь и уничтоженный, – таким предстает в трилогии Галимджан Ибрагимов. С особой тщательностью, скрупулезно изложено начало творческой и общественной деятельности его в родном Башкортостане. Здесь он формировался как человек и писатель, учился и работал учителем, стал пламенным публицистом. В 1918 году был избран депутатом Учредительного собрания от Уфимской губернии, участвовал в съезде Советов, где был избран членом ВЦИК и назначен заместителем председателя Центрального мусульманского комиссариата по делам национальностей РСФСР. Многолетнее творческое содружество связывало его с Мажитом Гафури, Даутом Юлтыем, Афзалом Тагировым, Булатом Ишемгуловым. Позднее с благодарностью отмечали благотворное влияние Г.Ибрагимова на свое творчество Сайфи Кудаш, Гариф Гумер, Сагит Агиш, Зайнаб Биишева, Анвер Бикчентаев и другие башкирские писатели и поэты.


Галимджан Ибрагимов – непревзойденный мастер художественного слова, и писать о нем “суконным” языком было бы грешно и, пожалуй, просто невозможно. Мое восхищение дерзостью Суфияна Поварисова взяться за создание романического героя отчасти объясняется и этим: автор трилогии предстал перед нами таким же мастером слова, каким является его литературный герой.


Тагир ТАГИРОВ.
Писатель.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще