В этом году исполняется 75 лет со дня рождения Ивана Язынина (1928-1977) – одного из ведущих графиков республики конца 1950-1970 годов. К этой дате приурочена большая ретроспективная выставка его произведений, открывшаяся на днях в Выставочном зале Союза художников РТ. На ней представлено более 200 работ мастера: станковая и книжная графика, плакат, живопись.
Выставка знакомит нас с личностью яркой, незаурядной, одержимой творчеством. Иван Язынин был человеком невероятной скромности, взыскательности к себе. жизнь художника оборвалась трагически рано – в 49 лет, в расцвете творческих сил и таланта.
Остались его произведения, излучающие немеркнущий свет доброты, душевной чистоты и благородства. Оформленный Языниным в 1965 году “Букварь” на татарском языке пережил более 30 переизданий, многие из оформленных художником книг отмечены дипломами всесоюзных и всероссийских выставок.
Методу работы Язынина были чужды поспешность, поверхностность: он глубоко и полно вживался в мир литературных образов А.Пушкина, Н.Некрасова, К.Чуковского, М.Джалиля, А.Кутуя. Особенно привлекали мастера драматические произведения: столкновения больших человеческих страстей, сильных характеров.
Приехав в Казань в 1957 году из Таллина, свою работу здесь он начал с иллюстраций к роману А.Салмина “Буря на Волге” и создал станковую серию цветных линогравюр “Гражданская война на Волге”. Эта серия стала заметным явлением в истории казанской станковой графики: она способствовала развитию техники цветной линогравюры, расширила жанровый диапазон эстампа.
Красной нитью прошла через все творчество Язынина “разинская” тема, к ней он возвращался постоянно. Работа над иллюстрациями к роману С.Злобина “Степан Разин” также вылилась в грандиозную серию станковых гравюр и рисунков. Художник создал образы большой трагической силы, воплотившие в себя дух “бунташного” века.
Роман С.Злобина с 36 иллюстрациями Язынина предлагали издать в Москве, но художник отказался. Иван Лаврентьевич хотел, чтобы в книгу вошли все листы (а их более 100).
Работая над гравюрами к роману, мастер создал свою уникальную технику: резьба по картону с насыщением пастелью. Большая часть этих гравюр была закуплена с выставки в Москве, и дальнейшая судьба их неизвестна…
Мария ИЛЬИНА.