Вот уже много лет имя Рустема Абязова не сходит с концертных афиш. Деятельность его как музыканта удивительно многогранна – он солист-скрипач, руководитель и дирижер камерного оркестра “La Prima-vera”, им же созданного, композитор, музыкальный педагог и просветитель.
Начав свою деятельность как исполнитель-скрипач, он внес заметный вклад в национальный репертуар этого замечательного инструмента, создав целый ряд прекрасных обработок татарских народных песен, а также своеобразные парафразы на музыку С.Сайдашева, Р.Яхина, Н.Жиганова, А.Бакирова…
Репертуар его как скрипача-солиста огромен и включает многие шедевры мировой скрипичной музыки от Вивальди и Баха до сочинений композиторов наших дней. Его скрипке подвластны барочная мягкость и чистота, романтическая глубина и насыщенность звучания.
Диапазон его интересов как музыканта очень широк – ничто, казалось бы, не остается без его внимания, ни одному из музыкальных направлений он не отдает предпочтения, не делает фетиша из того или другого имени. Музыка прекрасна в самых различных ее проявлениях – как бы говорят программы его концертов. Эта своеобразная “всеядность” музыканта ничуть не сказывается на качестве звучащей музыки – все достойно самой высокой оценки.
Особо хочется сказать о созданном Абязовым камерном оркестре “La Primavera”. Само создание оркестра – задача, которая под силу только музыканту большого творческого потенциала и сильной воли. В рамках собственного “я” ему тестно – нужны единомышленники, такие же одержимые и преданные музыке личности. Но и этого мало для достижения творческих вершин: необходима кропотливая ансамблевая работа, чтобы оркестр звучал как единое целое.
Когда-то выдающийся дирижер Натан Рахлин сказал, что самым значительным в своей деятельности он считает создание оркестров. Симфонический оркестр в Казани – одно из его замечательных детищ. Имели бы мы сегодня такое достояние, если бы не личность этого уникального музыканта?
Можно лишь догадываться, сколько сил и труда стоило Абязову утвердить свой коллектив, сделать его частью музыкальной культуры нашей республики, завоевать вместе с оркестром не только общественное, но и официальное признание, пройдя путь от группы безвестных музыкантов-энтузиастов до получения статуса государственного камерного оркестра. Сейчас уже можно смело причислить “La Prima-
vera” к любимейшим музыкальным коллективам Казани (и не только). На многочисленных его концертах – с самой разнообразной программой – всегда аншлаг. И исполнение (а мне приходилось бывать на многих выступлениях оркестра) никогда не разочаровывает.
Естественно, что создание огромного репертуара оркестра – также заслуга его художественного руководителя. Стилистический диапазон оркестра огромный, но, будь то старая или новая музыка, их объединяет непосредственность и свежесть трактовки.
И еще одно очень редкое качество музыканта хочется отметить – его смелость, жажду открытия. По сути, это высокая миссия всякого музыканта, но чаще мы видим в репертуаре наших исполнителей одни и те же произведения, фактически – ремейки, то есть то, что уже было сыграно ранее и получило более или менее определенную трактовку. Рустем Абязов постоянно включает в свой репертуар новые сочинения и новые имена, нередко являясь их первооткрывателем. Стоит ли говорить, как это важно для композиторов нашей республики – особенно молодых, но еще более важно для многочисленных слушателей Р.Абязова и его оркестра, постоянно приобщаемых к современному музыкальному процессу. Отметим, что, несмотря на такую “непопулярную” репертуарную политику (публика, как правило, любит слушать знакомые мелодии), количество поклонников Р.Абязова и его оркестра все увеличивается.
Рустем Абязов, как многосторонний музыкальный деятель, безусловно, достоин Государственной премии РТ имени Г.Тукая.
Леонид ЛЮБОВСКИЙ.
Заслуженный деятель искусств России и Татарстана, композитор.
Когда в одних руках – смычок и дирижерская палочка
Прошлым летом мне довелось сопровождать в концертной поездке по Швеции струнный квартет из Татарстана. В афишах он был назван просто “Казанский”, что объяснялось происхождением коллектива – это были ведущие солисты оркестра “La Primavera”: Сергей Емельянов, Ирина и Николай Лаптевы, первую же скрипку – в прямом и переносном смысле – играл Рустем Абязов, на две недели сменивший дирижерскую палочку на смычок.
Говорить просто об успехе этих выступлений было бы недостаточно: одиннадцать концертов в самых разных уголках Швеции со сложнейшей программой (от Гайдна до Губайдулиной) подтвердили высочайший профессионализм наших музыкантов.
Сегодня Рустем Абязов, без сомнения, – одна из самых интересных личностей на музыкальном небосклоне Татарстана. За два десятилетия его деятельности и слушатели, и люди, формирующие концертную жизнь республики, кажется, привыкли к присутствию этого музыканта в культурной жизни, причем в самых разных амплуа – скрипача-солиста, дирижера, ансамблиста, композитора, педагога. Те же, кто посвящен в хитросплетения подготовки концертных акций, добавят также к этому перечню и качества хорошего менеджера.
Думается, что так оно и есть. Иначе вряд ли были бы возможны само создание “La Primavera”, творческое общение с солистами и любителями музыки из разных стран мира, формирование обширнейшего и в то же время очень индивидуального оркестрового репертуара, регулярный выпуск компакт-дисков и многое-многое другое.
Впрочем, количественные характеристики, какими бы красноречивыми они ни были, “уравнивают” даже самые несхожие творческие индивидуальности. Интереснее отметить то, что не поддается измерению в точных величинах. Например, творческий подход к воплощению художественных идей, будь это интерпретация небольшой миниатюры или концепция масштабного концертного цикла. Вспомним премьеры оркестра “La Prima-vera” 2000-2003 гг., благодаря которым перед казанцами открывались целые пласты мировой музыкальной культуры, начиная от мало исполняемых сочинений времен Баха до разностилевых опытов современников. При этом Абязов не чужд традиции музицирования “для себя”, под настроение. Вам захотелось погрузиться в мир “светлой печали” или, не стесняясь, признаться в любви к “сентиментальной музыке”? Именно это предлагал Абязов в циклах “Музыка настроений” (2002), “Вечера музыки и поэзии” (2003).
Создавая аранжировки и привлекая в репертуар музыку, прежде существовавшую в иных формах, Абязов выступает здесь уже в роли соавтора или даже автора, предлагающего свое слышание тех или иных музыкальных идей. Один из примеров тому – остроумный Дивертисмент на темы песен Дунаевского. Еще более показательны произведения “татарской традиции” – начиная от Сюиты на темы татарских народных песен и до музыкальных посвящений Тукаю, Сайдашеву, Яхину.
С одной стороны, для музыканта ценно ощущение своей причастности к духовному наследию народа, с другой – усиливающееся с годами личное композиторское отношение заставляет музыканта выходить за рамки собственно аранжировок и вступать в творческий диалог с авторами, пусть даже классиками. Так появляются сюиты, импровизации, фантазии на народные мелодии, темы Сайдашева, Яхина – тип произведений, в истории музыки традиционно обозначаемых двумя фамилиями (последний пример: Яхин – Абязов. Концерт-рапсодия для фортепиано с оркестром). Наивысшей точкой в этой цепи представляется вокальный триптих на стихи Р.Хариса “Превратившийся в песню” – яркое и самобытное музыкальное приношение Абязова С.Сайдашеву.
Мобильностью и открытостью лидера “La Primaver’ы” к разным формам художественного творчества не преминули воспользоваться композиторы (и не только в Татарстане, о чем свидетельствует незаменимость оркестра на фестивалях “Европа – Азия”). Стало уже обычным явлением, когда они пишут музыку непосредственно в расчете на потенциал Абязова и его коллектива. Вспомним монолог “С петлей на шее” Р.Калимуллина или такие “визитные карточки” оркестра, как Фантазия на темы “Шурале” Б.Четвергова или “Если бы Моцарт жил в Казани” А.Луппова. Последнее сочинение, в котором сквозь “татарское звучание” знаменитого Турецкого марша в лихом притоптывании музыкантов прорезается еще более знаменитая “Эпипэ”, напоминает о временах, когда музыкальное “озорство” было почти непременным атрибутом абязовских выступлений.
Сегодня артистический имидж музыканта меняется. Как и прежде, Абязов – солист, дирижер, автор новых художественных идей – находится в прекрасной творческой форме. Но в богатом сплаве качеств, его характеризующих, все заметнее еще одно – в хорошем смысле академизм, знак опыта и зрелости.
Гузель САЙФУЛЛИНА.
Музыковед, заслуженный деятель искусств РТ.