В 1999 году “Республика Татарстан” начала публикацию открыток под рубрикой “С той же точки век спустя”: этакий “двойной” взгляд на один и тот же исторический объект Казани с разницей в сто лет. Инициатором этой акции стал неутомимый и страстный краевед и профессионал-филокартист, известный в прошлом теледиктор, а впоследствии журналист Абдулла Дубин.
Смею полагать, что эта акция подтолкнула его к идее издать серию открыточных буклетов, посвященных Казани, в преддверии тысячелетия города. Надо сказать, что идея была плодотворна, а энтузиазм и активность автора неиссякаемы, и на сегодня вышло уже несколько “серий” оригинальных раритетных цветных и черно-белых буклетов. Среди них “Волга на старинных открытках”, “Сказание о Казани”, “Казанская Международная выставка 1909 года”, “Казань глазами Фешина, Шаляпина, Тукая…”, “Казань Сайдашева, Джалиля, Урманче…”, “Казань на рубеже веков и тысячелетия”, эксклюзивные фотоальбомы “Казань 1000-летняя на старинных открытках”, “Древняя Казань с птичьего полета” и другие.
Можно по-разному отнестись к издательской активности обладателя столь уникальной коллекции открыток, но нельзя не отметить, что главной движущей силой автора-составителя, редактора и издателя в одном лице была и остается искренняя любовь к городу, его истории.
Как говаривал классик, уважение к прошлому – признак цивилизованности общества. К прошлому, запечатленному на открытках вековой, полувековой давности, возвращают нас буклеты, любовно и тщательно подобранные Дубиным. Рассказывать об открытках – дело неблагодарное, их надо рассматривать так же тщательно и любовно, как со вниманием, любовью и щемящим сожалением вглядываемся мы в фотографии близких людей, некогда молодых и прекрасных, а ныне утративших обаяние и прелесть юности, но не ставших от этого нам менее дорогими.
Вот два буклета: “Казань глазами Фешина, Шаляпина, Тукая…” и “Казань Сайдашева, Джалиля, Урманче…” Интересны они именно в сопоставлении. Потому что в первом – конец XIX, начало XX века, во втором – 20-30-е годы, Казань советская… Неравнодушный глаз современника сразу отметит зримые перемены в облике города – исчезают одни памятники, вместо них появляются новые, изменяют свой облик дома в угоду новым модернистским направлениям архитектуры или утилитарным прагматичным запросам новых “отцов” города.
И сегодня нам, казанцам, многое видится как ошибки отцов и дедов наших в их бескомпромиссном и безоглядном расставании с прошлым. Но – не судите, да не судимы будете. А разве мы, едва перешагнув порог тысячелетия, не столь же бездумно и беззастенчиво порушили и продолжаем рушить вчерашние наши памятники и повергаем в прах своих кумиров? И как знать, не упрекнут ли нас потомки за попытки уничтожить целый пласт истории, политый кровью и потом наших предков?
Прикосновение к истории – всегда и гордость, и зависть, и боль, и сожаление, и сочувствие. Очевидно, в наших генах сохраняется память предыдущих поколений, которая заставляет ощутить себя звеном в непрерывной цепи поколений от пращуров до правнуков и осознать ответственность не только за то, что делаешь ты на этой земле, но и за все, что делается на ней. Осознать и попытаться успеть сделать что-то нужное и доброе, чтобы не порвалась связь времен.
Вот такие мысли навеяли эти скромные наборы открыток. И как ни высокопарно это может прозвучать, они обостряют чувства гражданственности и патриотизма, которые в последнее время нами почти утрачены.
Юлия ПОРОШИНА.