Художника и историка Дефака Рахматуллина хорошо знают не только в Татарстане. Однако первая его персональная выставка открылась только на днях в Выставочном зале Союза художников РТ. Этот вернисаж дает представление о необычайной широте интересов художника: чудесные узорные войлочные ковры ручной работы соседствуют с шамаилями и полотнами, на которых ожили герои древнего эпоса – могучий Гильгамеш, отважная Алтынчеч, царица Иштар, которой поклонялись вавилоняне…
– Дефак Гатауллович, были ли у вас в семье художники?
– Откуда? Ведь я родился в татарской деревне… Однако родители и братья рассказывали, что уже в пять лет я заявил, что буду художником. С детства рисовал, позднее окончил Казанское художественное училище. Двадцать лет проработал в Бугульме художником-монументалистом: мы создавали росписи, рельефы, украшали дворцы культуры, школы и детские сады.
– Вы и ваша жена Роза способствовали возрождению древних народных традиций войлочного ковроделия, которые практически были утрачены. Когда и почему вы заинтересовались этим видом татарского национального искусства?
– Эта мысль пришла к нам с Розой в один день. В каком-то журнале увидели замечательные казахские и киргизские войлочные ковры и загорелись: они напомнили нам о наших татарских “киез”. К тому же мои родители знали технологию войлочного ковроделия – в нашей семье эта традиция не прерывалась, на сэке лежал войлок, на котором я вырос. Конечно, трудностей было много. Пришлось съездить в Алма-Ату, познакомиться с опытом киргизских и казахских мастеров. Мы увидели много прекрасных древних изделий из войлока, в частности реликвии из Пазырыкских курганов Алтая.
В своей работе мы опираемся на старинные татарские народные традициии: если искусство космополитично, у него нет корней, оно бездушно.
– А что побудило вас заняться историко-филологическими исследованиями? Вы являетесь автором книг по древней истории тюркских народов: “Дети Атлантиды”, “Крылатый Змей”, “Происхождение”.
– Со школьных лет я увлекаюсь историей, цивилизациями майя, шумеров, Критской, Египетской. Мои книги посвящены очень далекому прошлому тюркского суперэтноса, к которому принадлежит множество нынешних тюркоязычных народов и народностей.
К сожалению, тюркологи обычно не углубляются в древность дальше чем на три тысячелетия: мешают установившиеся научные догмы. Поиском древнейших следов нашего языка и культуры занимался писатель Нурихан Фаттах. Я очень благодарен ему и Льву Гумилеву: они раскрыли мне глаза, дали толчок. Гумилев создал свою концепцию метаисторических процессов движения народов, их развития и обосновал ее. Этими механизмами передвижения народов, появления и развития языка занимается метатюркология – новая наука. В истории нашего и других народов планеты все еще остается множество “белых пятен”. Работы всем хватит на много лет вперед. А я буду продолжать свой исследовательский труд и художественное творчество – в этом моя жизнь.
Мария ИЛЬИНА.