Творения художников Терентьевых мне впервые довелось увидеть несколько лет назад на одной из республиканских выставок, где под несколькими полотнами значилась их фамилия. И вот новая встреча – теперь уже на персональной выставке вполне сложившихся и получивших известность художников, ярких представителей русской живописной школы в музее А.М.Горького.
Арина и Андрей – выпускники Казанского художественного училища и художественно-графического факультета Чебоксарского пединститута – прошли стажировку в творческой мастерской Российской Академии художеств под руководством старейшины живописного искусства народного художника СССР Х.А.Якупова, на чьем примере Терентьевы и выучились бережному отношению к истинно классическому началу.
Интересно, что Арина и Андрей работают сообща, так сказать, дуэтом от первого и до последнего мазка. Когда у Ильфа и Петрова спросили однажды, как это они вместе сочиняют свои книги, писатели отшутились: мол, пока один бегает по издательствам, другой караулит рукописи. Что-то вроде этого услышала я от Терентьевых: пока один корпит над рисунками, пояснили они, другой следит за процессом, потом роли меняются. Если подумать, как, в самом деле, объяснишь людям, каким образом вынашивается художником замысел, а затем воплощается в образе и красках на полотне?
Арина и Андрей подружились в художественном училище, там же на пару стали рисовать. И уже первые наброски, совместные рисунки получили одобрение педагогов и родителей, что тоже значило много, потому как мама и папа Арины имеют прямое отношение к искусству. Мария Федоровна – художник, а Евгений Власович Жирков – музыкант, создатель и дирижер симфонического оркестра “Романтика”, организатор первой в Казани школы искусств.
Теперь уже и Терентьевы, два очень близких друг к другу человека, супруги, сформировавшиеся художники, тоже педагоги, терпеливо внушают своим ученикам, что творческая личность должна быть всесторонне образованной, трудолюбивой, целеустремленной.
На выставке Терентьевых широко представлены живописный пейзаж, натюрморт, портреты, графика. Полотна притягивают к себе, волнуют, вызывают сопереживание.
…В наших краях март – лишь преддверие весны, слабое ее начало, о чем говорит картина “Март”. Снег еще плотно покрывает землю, крыши баньки, погреба, уютно примостившихся за стареньким забором. Тут же неподалеку стоит лошадка, впряженная в сани и ожидающая своего хозяина. Во всем покой, основательность, умиротворение. Разве что небо, насквозь пронизанное солнечной голубизной и подернутое туманом на горизонте, отдаленно напоминает о весне.
…А вот в этом суровом и глухом уголке земли своя жизнь, своя тишина (картина “Северный пейзаж”). Она напряженная, настораживающая, потому как свинцово-серое небо над вспученной поверхностью реки с минуты на минуту должно разразиться сильным, шумным дождем. “Северный пейзаж” захватывает зрителя размахом изображения, силой чувств, вложенных в него.
– Идея написать эту картину возникла в прошлом году, – рассказывает Андрей. – Собрались и поехали в Коми, на Печору. Писалось там легко, без помех, без досадных остановок.
Арина и Андрей вообще любят новые места, поездки, летнюю жизнь на даче. “В общении с натурой лучше понимаешь природу, – говорят они. – Картины обретают живое дыхание, сочность, правдиво передают жизнь”.
Хороши и другие выставленные в музее картины. Чувство нежности, умиления вызывает “Зимняя сказка”, где заиндевелые ветви плетут чудный сказочный узор. Высокой живописной культурой, гармонией веет от картины “Август” с его необузданной буйной зеленью. “Июль” приглашает понежиться на теплой зеленой лужайке.
Частым “персонажем” пейзажей Терентьевых становится река. То могучая и полноводная, то тихая, вьющаяся юркой змейкой, она всегда органично сливается с окружающей средой. Примером тому – картины “Ноябрь”, “Волжский утес”, “Речка Морквашка”, “Вечер”, “Начало зимы”, уже знакомый “Северный пейзаж”.
Из портретов нельзя обойти вниманием живописное полотно “Татьяна”. С него золотоволосая, миловидная девочка смотрит на мир открытыми, выразительными глазами. На голове девочки роскошный венок, вокруг тоже цветы – веселые колокольчики, жаркие подсолнухи. Они здесь всюду, занимают все пространство, уступив лишь небольшое место кринке с молоком, краюхе хлеба и яйцу.
…Сосредоточенность, готовность к деятельности угадываются в спокойном лице, собранной фигурке молодой красивой женщины. Кажется, еще минута – и рука потянется к кисти, краскам… Картина “Арина. В мастерской” подкупает своей выразительностью и доверительностью.
Рассказ о выставке будет неполным без упоминания о цветной графике, той особой, Терентьевской графике, еще мало распространенной и изученной. Дело в том, что она выполняется с использованием нескольких техник, путем смешения акрила, гуаши, темперы, акварели. При умелом, талантливом применении такого материала результат получается потрясающий.
Трепетно-нежные, затейливые, игривые картины умиляют, радуют, очаровывают. “Натюрморт с китайскими вазами”, “Ипомея”, “Нежность”, “Натюрморт с мышкой”, бонсаи “Японская айва и можжевельник”, “Яблоня и самшит” – вот далеко не полный перечень представленной графики.
Мудрец на вопрос, как распознать талантливого человека, ответил: “это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а атмосфера, которая создается в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу”.
Дух таланта явственно ощущается на данной выставке.
Анбиля ПОЗДНЯКОВА.