Место для строительства Дома актера выбрано было, казалось бы, очень удачно: тихая тенистая улочка, заставленная невысокими старинной постройки уютными домиками, одна сторона здания выходила непосредственно в Лецкой сад, и на этой стороне решено было сделать застекленный балкон, на котором так приятно будет сидеть в плетеных креслах и наблюдать, как резвятся на дорожках дети. Идиллия! И дом получился светлый, просторный; во всяком случае, по сравнению с тем, что именовалось раньше Домом актера в полуподвальном помещении на улице Международной, это был действительно дворец, построенный вполне в духе времени из стекла и бетона.
Но поначалу актеры как-то не приняли новый Дом – жаловались, что уж очень далеко, неудобно. Еще бы! Прежний Дом был почти гостиной в собственной квартире: прибежал после спектакля к себе в общежитие, снял туфли, пиджак и в домашних тапочках спустился этажом ниже – и вот ты уже в Доме актера. Да и тюзовцам стоило только перебежать через улицу. И не надо никаких предварительных совещаний для подготовки разного рода мероприятий – это все делалось тут же, сразу, на ходу. Актеры Татарского театра тоже очень охотно сюда тянулись – тут было весело, уютно и непринужденно, как у себя дома. Все жили одной большой дружной семьей, все друг друга знали и всё знали друг о друге, готовые в любую минуту разделить и горе, и радость. Это был поистине родной дом во главе с заботливой и внимательной хозяйкой Александрой Трофимовной Зуевой, куда приходили не на мероприятия, хотя и их было очень много, а просто так: посидеть, пообщаться, поделиться новостями, театральными и семейными, попросить совета, выплакаться в чью-то жилетку. А об актерских “капустниках”, проводившихся здесь, по городу ходили легенды, попасть туда стремилось так много народу, что приходилось обращаться за помощью к милиции. Зал был слишком маленький, зрители стояли вдоль стен, сидели по два человека на стуле. Да и не только “капустники” привлекали сюда казанскую молодежь. Чего стоила, например, встреча с такими знаменитостями, как Булат Окуджава или Давид Самойлов! Событиями театральной жизни были приезды Ю.Завадского, В.Плучека, С.Образцова, Н.Акимова…
И вот теперь в новом Доме, который торжественно открыли 8 марта 1968 года, были просторный зрительный зал, светлое фойе, уютная гостиная, большая библиотека. Казалось бы, наконец-то можно развернуться во всю ширь. В искусстве, однако, от перемены мест слагаемых сумма может измениться кардинально. Пришлось начинать как бы заново, старые традиции перенести в новый Дом оказалось невозможно, их надо было создавать вновь: новое место – новые традиции. Немало усилий понадобилось для того, чтобы и новый Дом стал для актеров притягательным местом, куда они стремились бы приходить и со своими радостями, и со своими проблемами.
Большая часть публики труд актера представляет себе достаточно примитивно. Видимая, внешняя легкость актерского существования на сцене и в то же время возможность быть всегда на виду, в центре внимания, делают эту профессию весьма привлекательной и в то же время создают впечатление ее доступности. И потому каждую весну толпы жаждущих приобщиться к ней осаждают подъезды театральных училищ. И только потом, столкнувшись с реальной жизнью актера, с повседневным, поистине каторжным и к тому же зачастую, вопреки сложившимся представлениям, неблагодарным трудом, приходят слезы разочарования. А еще специфика этой профессии в том, что в любой среде, в любой компании человек воспринимается прежде всего как актер. И только здесь, в своем Доме, он может хотя бы на время сменить обстановку, сбросить с себя многочисленные театральные маски и побыть самим собой.
Но не только и не столько ради отдыха приходят сюда работники театра. На новый журнал, новую книгу к библиотекарю Н.В.Марфиной записываются в очередь. Работа над новой ролью, новым спектаклем требует массу дополнительных сведений о пьесе, ее авторе и предыдущих постановках. И все это можно найти только здесь – в библиотеке Дома актера. Больше нигде в Казани не посмотришь и видеозаписи спектаклей Д.Стрелера, П.Брука, Р.Виктюка, Л.Додина. В Доме актера проходят всевозможные семинары, театральные конференции, подводятся итоги конкурсов и фестивалей, устраиваются творческие отчеты актеров, выставки самодеятельных работ – ведь многие актеры увлекаются фотографией, рисуют, работают с металлом, деревом, тканями, занимаются лепкой. И все это несут сюда, чтобы поделиться с коллегами своими маленькими радостями. Здесь молодые начинающие актеры приобщаются к театральному братству и к совершенно замечательной казанской театральной истории.
Конечно же, содержание Дома актера требует повседневных забот и материальных затрат. За 35 лет обветшали не только мебель, но и стены. С началом “перестройки” Союз театральных деятелей Татарстана, являющийся хозяином Дома актера, стал самостоятельной, “суверенной” организацией. А ведь живет он исключительно на те крохотные взносы, что собирает со своих бедных членов, и весьма скромные отчисления, которые делают в его пользу театры, сами находящиеся на иждивении у государства. Вот и приходится часть помещений сдавать в аренду, чтобы хоть как-то покрывать растущие с каждым днем расходы. Благотворители же наши, вопреки сложившимся в прошлые времена традициям, предпочитают помогать далеко не бедным эстрадным звездам, потоком устремляющимся в Казань. Но Дом живет надеждами. Третий по численности, после Москвы и Петербурга, Союз театральных деятелей Татарстана без своего Дома существовать не может. Это не только корпоративный клуб, это еще одна точка опоры в нашем беспокойном мире.
Юрий БЛАГОВ.