Что нам Гекуба?

Весьма опрометчиво, на мой взгляд, вздыхать сегодня о художественных советах, объявленных в свое время главными “душителями” яркой и свободной творческой мысли.

Автор статьи: Ольга СТРЕЛЬНИКОВА

Весьма опрометчиво, на мой взгляд, вздыхать сегодня о художественных советах, объявленных в свое время главными “душителями” яркой и свободной творческой мысли. Тем не менее не впервые при упоминании о них отчетливо слышатся ностальгические нотки. Видимо, и у этой специфической формы коллегиальности, как и у любой медали, было все же две стороны. Вот и неограниченная режиссерская власть, как выясняется, тоже не сахар…


Признаться, лично я не имею ничего против режиссерского театра. На мой взгляд, в спектаклях его лучших представителей нет и никогда не было противостояния яркой актерской индивидуальности. Перечисление конкретных примеров и имен заняло бы слишком много места, поэтому назову только одно – Анатолий Эфрос… Другое дело, что тому же Качаловскому театру на хороших актеров обычно везло больше, чем на хороших режиссеров. И зачастую именно это самое актерское большинство принимало весьма активное участие в судьбе своих “главрежей”, в свое время без сожаления благословив многих из них на все четыре стороны. В том числе и не самых плохих.


И все-таки трудно не поддаться ностальгии по старому Качаловскому театру, и не только времен директора Ригорина. В полном смысле “актерским” театр был и в семидесятые, и в восьмидесятые годы, которые для многих казанских театралов окрашены личной памятью о таких спектаклях, как “Быть или не быть”, “Царская охота”, “Сон о белых горах”, “Забыть Герострата”, “Ретро”… Да, многие хорошие актеры уехали. Кроме упомянутых Улик и Кара-Гяур, уехали Олег Вавилов, Владислав Пильников, Сергей Черноглазов, ныне покойный Александр Калаганов… Вот и Елена Ненашева вернулась в тюз, откуда ее в свое время пригласили в Качаловский театр на роль булгаковской Маргариты. Но тот же Геннадий Прытков остался, и Марина Кобчикова, и “актер-интеллектуал” Феликс Пантюшин, если не ошибаюсь, тоже никуда не уезжал. Еще работают в театре и актеры-“шестидесятники”, выпускники первой студии Качаловского театра, на которых более тридцати лет держались и его слава, и его репертуар. Да и сегодня, согласитесь, язык не повернется назвать “стариками” народных артистов России Юрия Федотова, Вадима Кешнера… Словом, и сегодня в Качаловском театре есть кому играть и шекспировские страсти, и чеховский подтекст. Только вот что-то не припомню, чтобы в последние годы кто-нибудь из вышеназванных актеров (а все они наделены яркой индивидуальностью), как в старину говорили, получил бенефис в Качаловском театре. Подчеркиваю, не эпизод, не роль второго плана в бродвейском мюзикле, а действительно большую, серьезную, в полном смысле слова “главную” роль. И это притом, что большинство из них вступили в ту самую пору, когда для хорошего актера практически нет ничего невозможного на сцене. Ну разве что кроме одного – плясать канкан им, пожалуй, будет уже тяжеловато…


Куда же нынче податься нетанцующему и непоющему актеру? Конечно же, на телевидение. Потому и Елену Ненашеву сегодня больше знают как “утреннюю” телеведущую, которая потчует сонно завтракающих казанцев актерскими байками. А еще раньше там засветился Юрий Федотов, в одеждах Ивана Грозного рекламируя вездесущую “еврокаскаду”?. А что? Рекламную паузу тоже надо уметь держать. Глядишь, он еще и Короля Лира сыграет… И Геннадий Прытков неплохо смотрится в евроинтерьере, и актриса Ирина Чернавина, солидарная с ним по части чудодейственности какого-то медицинского пояса. И, как говорится, на здоровье. Спасибо рекламе, которая не дает артистам умереть с голоду, в том и числе и творческого.


И вообще. Что нам Гекуба? Бегите все в “еврокаскадy”!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще