Правду говорят: нет худа без добра… Когда после церемонии открытия ХХII Шаляпинского фестиваля Святослав Бэлза сказал мне, что, к сожалению, не сможет, как предполагалось, вести гала-концерт, ибо в тот же вечер должен быть в Большом театре на презентации балета Ролана Пети “Собор Парижской Богоматери”, я и не предполагал, что это обстоятельство позволит мне встретиться с замечательным актером театра и кино Игорем Дмитриевым. Но так произошло. Именно он, как мы уже сообщали, стал одним из ведущих гала-концерта, увенчавшего праздник оперного искусства в Казани. Но прежде несколько слов о том, что осталось “за кадром” нашей короткой беседы.
Игорь Борисович Дмитриев в прошлом году отметил свое 75-летие. Он представитель одного из старинных дворянских родов России, потомок Анны Павловны Шерер, фрейлины императрицы Марии Федоровны и хозяйки петербургского великосветского салона, с которой читатель эпопеи Л.Толстого “Война и мир” встречается уже на первой странице. Его мать – балерина, ученица А.Вагановой, работала у знаменитого Касьяна Голейзовского. Так что аристократизм и беспредельная любовь к театральному искусству – в крови у Игоря Дмитриева. Воспитанник мхатовской школы, блистательно владеющий искусством перевоплощения, он создал незабываемую галерею сценических образов в пьесах Шекспира, Островского, Горького, Б.Шоу, снялся в более чем 120 фильмах, начиная с “Тихого Дона” Сергея Герасимова.
Не устарели строки из письма, адресованного много лет назад Игорю Дмитриеву замечательным актером и режиссером Леонидом Быковым: “А вам спасибо за аппетит в работе, за того черта, что сидит в Вас, за кураж, за одержимость, за умение спать два-три часа в самолете, за жизнелюбие”.
Игорь Дмитриев – народный артист России, действительный член Российской академии кинематографического искусства “Ника”, член Английского клуба и Всемирного клуба петербуржцев.
– Игорь Борисович, вы в Казани впервые?
– Нет. Я бывал здесь, вернее, под Казанью, если не ошибаюсь, на станции Обсерватория на даче у Роберта Шамсутдинова.
– Он тоже актер?
– Нет, он – друг. Это дороже.
– А что значило для вас приглашение на Шаляпинский фестиваль?
– Должен сказать, что музыка всегда звучала в нашем доме. Одной из первых пластинок, которую в своей жизни я услышал, была “Элегия” Мас-сне в исполнении Шаляпина. Я даже помню, как выглядела эта пластинка – с зеленой этикеткой, на которой были изображены граммофон и сидящая перед ним собака. Мне было лет пять, и эта музыка произвела на меня колоссальное впечатление. Я, конечно, тогда не очень разбирался в музыке, поэтому это было впечатление э м о ц и о н а л ь н о е, огромной силы и красоты. И это слово “Шаляпин” осталось у меня в голове. Впоследствии я старался не пропускать передач и фильмов об этом гениальном певце и актере. И многие книги о нем у меня есть. И вдруг эта возможность приехать сюда, на его родину! Конечно же, мне очень приятно. Я услышал на этом гала-концерте стольких певцов, причем разных школ. Здесь были представлены и мой родной Петербург, и Москва, и Киев, и Казахстан. Певцы п р е к р а с н ы е! И среди них – ваш Михаил Казаков, с моей точки зрения, просто выдающийся бас!
– Ну, а трудно было вести концерт?
– Я не умею делать это профессионально, больше люблю играть на сцене, а здесь был скован жестким регламентом. Это не дало мне возможность, что называется, потрепаться, как я бы хотел. Но удовольствие получил.
– Вы впервые встретились с Президентом Татарстана?
– Лично – да. То, что он интересуется искусством – это прекрасно. Я видел, что Минтимер Шарипович очень эмоционально воспринимал выступления певцов, а перед этим наградил артистов вашей оперной труппы и гостей фестиваля. Это говорит о том, что он не только интересуется, но содействует творчеству, поддерживает его.
– Я знаю, что в настоящее время вы играете и в Театре комедии, и в Большом драматическом имени Товстоногова, а также сотрудничаете с театром “Русская антреприза” имени Андрея Миронова. Хотелось бы увидеть вас и на казанской сцене.
– С удовольствием вновь приеду к вам, встречусь с взыскательной и доброжелательной, как убедился сегодня, казанской публикой. Причем в самое ближайшее время. Хочу привезти в Казань два спектакля. Один из них мы назвали “Свечи нагорели” – по произведениям поэтов “Серебряного века”. Он сделан в жанре мелодекламации, некогда очень популярном в России. Я рад, что нам удалось возродить этот ныне забытый жанр.
– А что вас привлекает в нем?
– Во-первых, музыка воздействует на самого актера, его эмоции, пробуждает в нем дар импровизации. И тем самым усиливает воздействие поэтического произведения на слушателей. А еще я обратился к этому жанру как бы в противовес современному и, на мой взгляд, чудовищному искусству, которое обрушивается сегодня на нас с телеэкрана и эстрады. В нем нет музыки мысли, это музыка тела, только ритмы, беззаботность… Я не осуждаю современную эстраду, но было бы смешно, если бы предпочел ее нашему великому культурному наследию. С этим спектаклем я гастролировал по России, показывал его, и не без успеха, в Гамбурге и Вашингтоне.
– А второй спектакль?
– “Милый лжец” по известной пьесе Джона Килти и Бернарда Шоу. Она основана на переписке великого английского драматурга с актрисой Патрик Кембелл. Этот спектакль я впервые сыграл на сцене Театра комедии имени Николая Акимова на своем бенефисе по случаю пятидесятилетия сценической деятельности. А моей партнершей была изумительная актриса и ваша землячка Эра Гафаровна Зиганшина. Она заслуженная артистка России. Надеюсь, что наш дуэт состоится и в Казани.