На днях в Выставочном зале Союза художников открылась третья выставка произведений на соискание премии имени Б.И.Урманче, учрежденной Министерством культуры РТ.
Участвовать в такой выставке – большая честь для любого художника. Вот и нынче свои работы представили мастера Казани, Набережных Челнов, Елабуги, Зеленодольска – всего более 100 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Среди участников немало известных художников. Абрек Абзгильдин представил триптих, посвященный Рудольфу Нуриеву, – красочное, отмеченное смелостью образного решения и драматизмом произведение.
Глубоким психологизмом и теплотой привлекают “Рустем Яхин” и “Хасан Туфан” Зуфара Гимаева. Его же – “Чай вдвоем. Писатель Фанис Яруллин со своей женой Нурсией-ханум” – большая композиционная картина, воспевающая редкие во все времена мужество, стойкость и верность. Притягивает своей загадочной ирреальностью “Таинство” Ильгизара Хасанова.
Радует возросший интерес художников Татарстана к истории. Свидетельством этому являются поэтическая, светлая картина “У родника” Равиля Загидуллина и сложная, динамичная и трагическая “Оборона Казанского кремля в 1552 году” Ильяса Файзуллина. Древние народные предания и легенды воскресли, воплотились в образы “Сказа о тюрках” Рабиса Саляхова (Елабуга). Небольшое полотно Юрия Бердникова “Булгары” (он впервые выступил в жанре исторической живописи) переносит нас в Великий Булгар эпохи его расцвета – прекрасный и многолюдный.
Среди многочисленных пейзажей особенно запоминаются своеобразием художественного видения полотна Рашида Газеева. Его “Набережная Волги” проникнута душевным теплом и в то же время величественно-монументальна. Поэтичен, одухотворен залитый лунным светом “Сад в ночи” Геннадия Архиреева.
Богат и раздел графики: изящные, тонкие, полные доброго юмора иллюстрации к “Шурале” Алсу Тимергалиной, неподалеку – изысканные, сочетающие философскую глубину с богатством пластики листы к “Сказанию о Юсуфе” Кул Гали молодого художника Булата Гильванова и добрые, светлые акварели из серии “Белые холсты” Михаила Кузнецова.
Немало талантливых работ представили художники-прикладники: гобелен “Паломник” Марии и Рустема Кильдибековых – пример гармоничного сочетания традиций татарского национального искусства с высоким профессионализмом и требованиями современности, как и комплект “Цветы родной земли” (ковры и подушка в технике кожаной мозаики) Светланы Гарбузовой. Тонкостью художественной работы – бугорчатая скань, зернь – отличается ювелирный гарнитур “Колокольчики” Ирины Васильевой. Трогательна очаровательная деревянная “Рыба” Александра Новикова. Оригинален сервиз “Казанский” Игоря Башмакова: его предметы (медь, латунь) воспроизводят памятники казанской архитектуры, от башен Кремля до здания цирка.
На открытии выставки выступил председатель правления Союза художников РТ А.Абзгильдин. Он напомнил, что конкурс проводится в два этапа: первый – в Выставочном зале, а второй – в музее Б.Урманче; там же будет заседать жюри и станут известны итоги конкурса.
Почти всех присутствовавших на вернисаже удивило отсутствие на открытии выставки вдовы Баки Урманче. Заболела? Помешали обстоятельства? Обеспокоенная, вечером того же дня я позвонила Флоре Вагаповне домой.
– Слава Аллаху, чувствую себя хорошо, – сказала она по телефону. – Об открытии выставки я знала заранее. Но меня возмутил тот факт, что выставка на соискание премии имени Урманче проводится на фоне другого вернисажа – “восковых персон”! Такое соседство оскорбляет не только память Урманче, но и современных мастеров, тех, кто создает подлинное искусство.
В Татарстане много прекрасных живописцев. Я помню, как достойно соперничали на первой выставке Шамиль Шайдуллин и Канафи Нафиков. Ярко была представлена и графика. А вот претендентов на номинацию “Скульптура” не нашлось и нынче. Конечно, скульпторам труднее всего: непросто выдержать сравнение с работами самого Урманче.
– Как бы то ни было, но я бы очень хотела, чтобы и на этой, третьей по счету, выставке победили и получили награду достойнейшие, – сказала в заключение вдова маэстро.
М.ИЛЬИНА.