Здесь во всем – дух Мусы

15 февраля 1983 года в последней казанской квартире М.

information_items_1347368741

15 февраля 1983 года в последней казанской квартире М.Джалиля по ул.Горького, 17 был открыт первый музей поэта “Казань, Музей Героя Советского Союза Мусы Джалиля”. Музея еще не было, а письма с таким адресом шли непрерывным потоком от многочисленных почитателей таланта поэта со всех концов страны – бывших фронтовиков, школьников, студентов, целых рабочих бригад. Кипа писем со словами восхищения и преклонения перед подвигом татарского поэта еще с пятидесятых годов прошлого века накапливалась в Государственном музее Татарстана.


С тех пор и началось комплектование фонда Джалиля, который к началу 1980-х годов составил более одной тысячи единиц хранения и придал импульс созданию в Казани музея поэта-героя. В качестве его решено было восстановить квартиру, где проживал поэт с семьей, такой, какой она была при жизни Джалиля. Поэтому две комнаты, принадлежавшие семье поэта, и кухня были отданы под мемориальную часть. А третья – комната соседей – должна была совмещать как чисто утилитарные функции по приему посетителей, так и экспозиционно-выставочные.


Мемориальные комнаты – это святая святых музея, здесь жил поэт, здесь представлены вещи, которые его окружали, к которым он прикасался. Более 40 лет они бережно сохранялись в семье поэта – у Амины и Чулпан Залиловых в их московской квартире. Осенью 1981 года тщательно упакованные семейные реликвии были погружены в специально снаряженный для этого музейный автобус и доставлены в Казань.


Однако мемориальная обстановка сохранилась не полностью, требовалось дополнить ее недостающими вещами, предметами эпохи. Случайных вещей не должно быть, каждая из них несет определенную смысловую нагрузку, потому, как правило, вещи подбирались из окружения Джалиля: например, шахматы – друга поэта Г.Кашшафа, трюмо – певицы Р.Измайловой, некоторые бытовые мелочи – от бывшей соседки по квартире К.Зиминой.


Мемориальные комнаты, кроме аромата эпохи конца тридцатых годов, того времени, в котором жил Джалиль, должны были запечатлеть образ его неповторимой личности, вкусы, пристрастия и, в конечном итоге, дух поэта. Ведь научная реконструкция мемориала – это не только интерьер, это и воссоздание творческой атмосферы, духовной жизни дома. Только лишь после многих обсуждений, уточнений и выверки экспозиция приняла тот облик, с которым музей и существует до настоящего дня.


“С большим волнением переступил порог музея-квартиры Джалиля. Здесь во всем – дух Мусы, память о нем. Я как бы окунулся в атмосферу тех дней, вновь встретился с ним – увидел вещи, к которым прикасалась его рука, его книги…” – такую запись оставил в книге отзывов современник поэта писатель А.Шамов.


Это самая высокая похвала в адрес создателей музея, ибо передать дух Джалиля – главная цель, к которой мы стремились. За исключением нескольких вещей, здесь все подлинное. Это небольшой письменный стол со всеми принадлежностями, за которым написаны либретто оперы “Алтынчеч”, поэма “Письмоносец”, множество стихов и литературно-критических статей. Любимая вещь Мусы – мандолина, на которой он играл сам, играли его друзья поэт А.Файзи, композиторы Д.Файзи и Л.Хамиди. Книжный шкаф с личной библиотекой. Страсть к чтению и книги – самое сильное и постоянное среди многих увлечений Джалиля.


Сохранившаяся часть библиотеки насчитывает всего 216 книг, а судя по описи поэта, их должно быть более 400. Постоянные переезды и условия жизни в 12-метровой комнатке в Столешниковом переулке не позволяли иметь Джалилю большую библиотеку.


В музее-квартире много цветов, образ цветов проходит через все творчество Джалиля. Даже в тюрьме “Моабит” в декабре 1943 года, в зимнюю стужу, вспоминая мирные дни, поэт в стихотворении, посвященном другу по камере А.Тиммермансу, писал:


Когда б вернуть те дни, что проводил
Среди цветов, в кипенье бурной жизни,
Дружище мой, тебе б я подарил
Чудесные цветы моей Отчизны.


Мы горды тем, что были причастны к созданию первого музея поэта, но всегда мечтали о его большом литературном музее. Будущий музей, сосредоточив в себе все, что связано с именем Джалиля, мог бы стать одним из центров джалиловедения, изучения и художественного освоения наследия поэта-героя.


Научная концепция Литературного музея М.Джалиля, одобренная музейными и учеными экспертами, была разработана еще к 80-летию со дня рождения поэта, она не потеряла своей актуальности и по сей день.


Идут годы, меняются поколения, а Джалиль для всех остается близким и понятным.


Толпой пришли к поэту стар и млад,
Вот уж гостями полон дом его, –


писал он в стихотворении “Угощение поэта”…


Индуса МИНГАЗОВА.
Заведующая отделом литературы
Музея национальной культуры НКЦ “Казань”.


На снимке: вдова поэта Амина Залилова (вторая слева) с группой казанских джалиловедов за обсуждением проекта квартиры-музея.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще