Сегодня исполняется 130 лет со дня рождения нашего знаменитого земляка Федора Ивановича Шаляпина. “Эх, дубинушка, ухнем…” Эти строки старинной бурлацкой песни в сознании многих наших соотечественников неразрывно связаны с его именем. Памятник в центре Казани, улица его имени говорят о том, что память о Шаляпине жива в нашем городе.
Красивый, могучий шаляпинский бас снискал невероятную славу во всем мире. Но, покоряя сцены и страны, душой артист всегда стремился к родным волжским берегам, где он родился, где прошло его детство и где он приобщился к прекрасному миру театра. Шаляпин любил наш город и приезжал сюда, как только появлялась такая возможность. И казанцы платили ему взаимностью, стараясь быть в курсе событий, происходивших в его жизни и творчестве.
Перелистывая пожелтевшие от времени страницы казанских газет рубежа XIX-XX веков, хранящиеся в Национальном архиве РТ, можно заметить любопытный факт: количество публикаций и их тональность менялись по мере роста популярности артиста. Одной из первых ласточек стала скромная заметка в “Волжском вестнике” от 22 июня 1893 года: “Нам сообщают, что в непродолжительном времени приедет в Казань артист Федор Иванович Шеляпин, воспитанник музыкальной школы Д.А.Уштова в Тифлисе. Кавказские газеты весьма сочувственно говорят о молодом певце, выступившем с большим успехом на сцене Тифлисского музыкального кружка в партиях Сусанина из оперы “Жизнь за царя” и мельника из оперы “Русалка”.
Заметим, что г. Шеляпин – казанский уроженец”.
Немногим более чем через полгода в том же “Волжском вестнике” фамилия Шаляпина не только пишется уже без ошибок, но и сама тональность переходит в восторженную: “Артист – самородок, лучший из басов тифлисской оперы”.
В марте 1897 года та же газета опубликовала сообщение о триумфальном выступлении Федора Ивановича в московском театре Солодовникова: “После второго акта оркестр встретил его тушем, а хор и артисты вышли на сцену и присоединились к аплодисментам публики”. В том же месяце с не меньшим успехом прошел концерт Шаляпина в Казани. Артист бисировал до семи раз.
Эхом казанского выступления явилась статья в “Волжском вестнике” с подробной биографией Шаляпина. В частности, в ней приводятся любопытные воспоминания певца о своем первом выходе на сцену. В 1880 году Шаляпин поступил к Семенову-Самарскому в хор Уфимского театра, и вот как он описывает свой дебют: “После многих опереток начали ставить оперу “Гальку”. За три дня до премьеры захворал артист, который должен был исполнять роль стольника, больше дать роль было некому, спектакль отменялся… Я предложил свои услуги. Самарский посмеялся, но сказал, что, если успеете выучить, посмотрю. Я выучиваю роль за два дня и пою прекрасно… Начало спектакля… Увертюра… Я появляюсь на сцене… Трясет так, что зуб на зуб не попадает – пропал, думаю. Поднимается занавес – пою свободно… Кончился акт – слышу вызывают “Шаляпина!” – ну, думаю, артист!”.
Так начинался путь к славе. Но и будучи уже всемирно известным и отнюдь не бедным человеком, Шаляпин никогда не забывал о своем происхождении, о полуголодном детстве и, приезжая в Казань, обязательно бывал в Суконной слободе, встречался с друзьями, с кем когда-то пел в церковном хоре, навещал своего учителя Н.В.Башмакова. Вот только один из многочисленных эпизодов, связанных с визитами певца на родину, описанный в газете “Казанский телеграф” 8 сентября 1912 года: “Остановившись на днях проездом в Казани, Шаляпин посетил VI училище, чтобы провести несколько минут среди детей суконцев, к числу которых принадлежал сам. Учащиеся встретили великого певца с восторгом. Один ученик весьма мило сказал приветствие. Федор Иванович был тронут искренней детской речью, взял ученика на руки и высоко поднял… Сам Шаляпин прочитал ученикам “Бурлака” Никитина и шуточное стихотворение. Говорить об этом нет надобности: оно выше всех похвал.
Из школы Шаляпин в сопровождении близких к училищу лиц прошел на квартиру заведующего Н.В.Башмакова, где пробыл до позднего вечера. Федор Иванович был в ударе, много рассказывал, читал… Мурашки пробегали по телу, когда великий артист читал “Моцарта и Сальери”, “Каменного гостя” и сцену из “Бориса Годунова”. На всех присутствовавших Шаляпин произвел чарующее впечатление, которое никогда не изгладится из памяти”.
Федор Иванович снискал славу не только талантом, но и своей щедростью. Вот только один, но красноречивый пример: свою признательность к Н.В.Башмакову и родному училищу он “отметил симпатичным делом, предоставив в распоряжение третьей гимназии капитал, проценты с которого будут стипендией для беднейшего ученика гимназии, поступившего в нее по окончании Суконно-слободского городского училища”. (“Казанский телеграф”, 28 июля 1913 г.).
Несколько публикаций, несколько эпизодов из жизни великого человека… Но смеем надеяться, что старые газетные подшивки для кого-то стали открытием, у кого-то вызвали приятные ассоциации, а кто-то, возможно, по-иному взглянул на ставший таким привычным родной город, подаривший миру за свою тысячелетнюю историю немало знаменитых и славных людей, среди которых был и Федор Иванович Шаляпин.
Ольга ФЕДОТОВА.
Ведущий специалист Национального архива РТ.