Олег Лундстрем. “Инженер, свихнувшийся на джазе”

Как много в нашей жизни значит случай!

Автор статьи: Рафаэль МИРГАЗИЗОВ

Как много в нашей жизни значит случай! Кто бы мог подумать, что, покупая в Харбине пластинку с музыкальной пьесой Дюка Эллингтона, 14-летний Олег выбрал свою судьбу.


Вряд ли кто из его близких предполагал, что мальчик станет всемирно известным музыкантом, причем в таком экзотическом для русской культуры направлении, как джаз. Да, в доме Леонида Францевича Лундстрема, как в каждой интеллигентной семье, часто звучала музыка – Бах, Бетховен, Чайковский, Олег с детства играл на скрипке, но прочили ему совершенно иное будущее.


Родился Олег в Чите в 1916 году, но когда ему было пять лет, отца – Леонида Францевича – пригласили на работу в Харбин на Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), находившуюся в концессии у России. Олег готовился стать инженером, он им, кстати, и стал, получив во время Второй мировой войны диплом архитектора во французском Высшем Техническом Центре.


Олег ЛундстремЕго прадед, заведовавший лесным хозяйством в Забайкалье, был чистокровным шведом – отсюда такая фамилия. Однако, как вспоминал Олег, старик часто говорил: “Я считаю себя русским, и мои потомки будут русскими!” Так оно и вышло.


Дюка Эллингтона за пределами США тогда знали плохо, и на его пластинку в музыкальном магазине Олег наткнулся случайно. Пьеса называлась “Дорогой старый Юг”, она произвела на подростка такое впечатление, что он на всю жизнь заболел джазом. Вскоре с друзьями Олег создает свой джазовый оркестр, который быстро завоевывает популярность в Харбине, а потом и в Шанхае, куда переезжает семья Леонида Францевича. О том, какую известность приобрел Олег, говорит хотя бы такой факт: его джаз-бэнд накануне японской оккупации Маньчжурии играл на последнем балу правителя Пу И. Пресса писала о Лундстреме как о “короле джаза Дальнего Востока”, а позже, после возвращения в Советский Союз, его назовут “королем русского джаза”.


В 1936 году музыкант услышал в Шанхае “Песенку капитана”, и ему пришла идея исполнять в джазовой обработке русские песни. Он делает аранжировки: “Песня о капитане”


И.Дунаевского, “Чужие города” А.Вертинского, “Катюша” М.Блантера… Позже в Казани он попытается перекладывать на джаз и татарскую музыку.


В Казань Олег Лундстрем приехал в 1947 году, и не один, а вместе с членами музыкальной группы, с их семьями. Почему выбор пал на Казань? В Москву и Ленинград попасть было трудно – к советским специалистам, работавшим на КВЖД, органы относились с недоверием, но приезду в Казань не препятствовали. А здесь музыканты могли получить профессиональное образование, недостаток которого они стали все острее ощущать.


Планы были, конечно, наполеоновские. И поначалу все складывалось как нельзя лучше. Планировалось, что приехавшие музыканты создадут государственный джазовый оркестр Татарской АССР. Советская власть не сразу определила свое отношению к джазу. Что это: “музыка толстых” буржуев или культура угнетенного и потому идеологически близкого негритянского народа? Твердо устоявшегося мнения не было. Все расставило по своим местам постановление ЦК КПСС “Об опере Вано Мурадели “Великая дружба”, объявившее, что “джаз народу не нужен”. Это разрушило все планы: группа едва не распалась, музыканты получили распределение в оперный театр и оркестры городских кинотеатров. Правда, удалось добиться главного, за чем Олег Лундстрем приехал в Казань, – он получил в Казанской государственной консерватории музыкальное образование, даже сразу два: по классу композиции (профессор А.Леман) и по симфоническому дирижированию (профессор И.Шерман).


Олег Лундстрем, как сам позже признавался, никогда не пытался прошибить лбом стену: поскольку джаз не приветствовался властями, творческая энергия музыканта нашла выход в другом. Он поступил скрипачом в Казанский театр оперы и балета. Судьба свела его с известным в те годы композитором Ключаревым – худруком Татарской государственной филармонии. Маэстро по достоинству оценил возможности приехавших в Казань музыкантов, которые с его помощью стали давать разовые концерты, сразу завоевавшие популярность у горожан. Программы концертов составлялись из татарских и советских песен в вокальной и инструментальной обработке Лундстрема. Не был забыт и джаз. Строгого запрета на него никогда не существовало, а во времена “оттепели” появилось больше возможности для творческого самовыражения.


В 1955 году на радио и грампластинки была записана серия пьес татарских композиторов в джазовой обработке. Друзья из филармонии помогли организовать в Казанском драмтеатре несколько джазовых концертов – старожилы-казанцы вспоминают о них с большой теплотой. На модных музыкантов обратили внимание и в Москве, откуда поступили приглашения выступить с концертами.


Иногда Лундстрема упрекают в том, что он сам музыку не сочиняет, а лишь занимается обработкой чужих произведений. Это не совсем так. Да, возглавляемый им оркестр исполняет в основном популярные хиты в своей аранжировке. Но Олег Лундстрем – автор и собственных композиций. Первое самостоятельное произведение “Интерлюдия” он посвятил окончанию Второй мировой войны, исполнение его состоялось в театре. Широкую известность приобрели и его пьесы “Юмореска”, “Бухарский орнамент”, “В горах Грузии”…


После окончания Казанской консерватории Олег Лундстрем остается в ней работать в качестве преподавателя теории музыки. Помимо этого он ведет студенческий симфонический оркестр.


1956 год стал переломным в творческой биографии 40-летнего музыканта. 1 октября вышел приказ министра культуры РСФСР о создании концертного эстрадного оркестра под управлением Олега Лундстрема, где он стал художественным руководителем и дирижером. Сначала оркестр входил в систему ВГКО, а потом – Росконцерта. Началась большая гастрольная жизнь, коллектив объездил сотни российских городов, побывал в десятках зарубежных стран. На студии “Мелодия” записываются долгоиграющие пластинки с пьесами как отечественных, так и зарубежных композиторов. Так к музыканту приходит слава


Сегодня профессор Олег Лундстрем – народный артист СССР, доктор Международной академии Сан-Марино, лауреат премии “Овация” (1996), награжден орденом “За заслуги перед Отечеством”. В последние годы оркестр исполняет инструментальную джазовую музыку, через школу Лундстрема прошли известные певицы: Алла Пугачева, Ирина Понаровская, Ирина Отиева…


Оркестр под управлением Олега Лундстрема уникален во многих отношениях. Его возглавляет старейший музыкант, больше никого из “шанхайской группы” уже нет в живых. Есть еще один почтенный коллектив в мире – оркестр Каунта Бейси, но он был создан на год позднее. Поэтому в 1994 году, когда отмечалось 60-летие джаз-бэнда Олега Лундстрема, именно его внесли в Книгу рекордов Гиннесса, как старейший в мире непрерывно действующий джазовый оркестр. Еще одно достижение – в 1998 году он стал первым джазовым коллективом, выступившим в Большом зале Московской консерватории.


Несмотря на необычайную популярность Олега Лундстрема, о нем, как человеке, известно не очень много. Например, мало кто знает о его увлечении философией, идеями Вернадского. Сам музыкант подводить итоги своей жизни не торопится.


“Я считаю, что пока народ ходит на наши концерты без рекламы и с аншлагами, – говорит он, – я не имею права уходить. Меня все время спрашивают, не пора ли писать мемуары. Я обещаю, что, когда перестанут на нас ходить, я займусь мемуарами”.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще