Как повстречались Шишкин и Фантомас

К 171-й годовщине со дня рождения Ивана Шишкина приурочена большая выставка пейзажа, открывшаяся в Выставочном зале Союза художников РТ.

К 171-й годовщине со дня рождения Ивана Шишкина приурочена большая выставка пейзажа, открывшаяся в Выставочном зале Союза художников РТ.


Во-первых, здесь представлены подлинные произведения самого Шишкина – его офорты из собрания Государственного музея изобразительных искусств Татарстана. Шишкина, в основном, знают как живописца, создателя “Ржи”, “Лесных далей”, “Утра в сосновом лесу”, “Корабельной рощи”. А вот его графическое наследие менее известно, хотя им восхищались самые взыскательные критики и друзья художника – И.Крамской, И.Репин. Последний из них, в частности, вспоминал, что “публика, бывало, ахала за его (Шишкина – М.И.) спиной, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми, мозолистыми от работы пальцами начнет корёжить и затирать свой блестящий рисунок, а рисунок, точно чудом каким или волшебством, от такого грубого обращения автора выходит все изящнее и блистательней”.


Эти рисунки стали для Шишкина школой безошибочного владения тонкой линией, он приучил себя точно определять место каждого штриха, работая без поправок. Эта дисциплина рисования легла в основу того изощренного мастерства, с каким он владел иглой при создании многочисленных офортов.


На выставке экспонируются 12 офортов Шишкина, созданных в период расцвета его творчества – в 1870-1880 гг.: “Часовенка”, “За ручьем”, “Перед грозой”, “Поле”, “С берегов Камы близ Елабуги”, “Автопортрет” и другие.


В выставке также участвуют многие современные мастера пейзажа – художники из Казани, Чистополя, Лениногорска, Зеленодольска, Раифы. Впрочем, некоторые из представленных произведений не укладываются в узкие рамки жанра. Так, “Цветы Елабуги” Эвелины Бусовой объединили в себе пейзаж и натюрморт: художница создала обобщенный, поэтический образ города, над которым возвышается древняя башня “Чертово городище”. Изящный офорт Ирины Колмогоровой “Елабуга. Набережная Тоймы” передает очарование старого уездного города, который пощадило время. Несмотря на небольшие размеры, эпична, свободна, наполнена ощущением простора “Дорога на Каму” Фарида Валиуллина из Зеленодольска.


Трудно не задержаться у полотен лениногорских живописцев Олега Кульпина и Мудариса Мингазова. Зорким глазом и обостренным чувством ловят они ускользающие мгновения жизни, то, что на наших глазах становится воспоминанием. Теплотой, задушевностью привлекает “Чистопольский дворик” Радика Мингазова (Чистополь): художник передает яркий солнечный свет, прохладу теней, трепетность и прозрачность весеннего воздуха. Приподнятостью, мажорностью, звучностью красок запоминается “Весенний вечер в Красногорске” Григория Эйдинова. Радостью пробуждения полно светлое полотно “Ожидая весну” Шамиля Нигмата. С тонким лиризмом передает хрупкое изящество зимних деревьев Александр Иншаков (“Иней”). Грустное поэтическое настроение разлито в красках зимнего пейзажа Анаса Тумашева.


Однако наряду с поэзией, радостной игрой света и красок на выставке присутствуют и другие настроения. Печален “Пасмурный дворик” Рустема Фаттахова: сколько уж таких вот старых казанских двориков исчезло с лица земли… Тревожные раздумья о бессмысленной гибели красоты привели Виталия Скобеева к созданию “Реквиема”: несколько величавых, стройных вековых деревьев – крошечный островок некогда могучего леса – возвышается посреди мертвой заснеженной равнины…


Общее яркое впечатление от выставки пейзажа омрачает только одно обстоятельство: странным и не совсем этичным представляется решение одновременно с ней “прописать” по соседству, на третьем этаже Выставочного зала Фантомаса, Ленина (в гробу) и других восковых “персон” из собрания Санкт-Петербургского музея.


Хочется надеяться, что многочисленные поклонники творчества И.И.Шишкина с юмором отнесутся к такому соседству. Но это только в лучшем случае!..


М. ИЛЬИНА.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще