Балет-феерия удался!

Чудесный подарок преподнесла казанцам – взрослым и детворе – балетная труппа театра им.

Автор статьи: Армен МАЛАХАЛЬЦЕВ

information_items_1347368739

Чудесный подарок преподнесла казанцам – взрослым и детворе – балетная труппа театра им.М.Джалиля. Это новая постановка балета-феерии “Спящая красавица”. Рожденный более века тому назад сотворчеством двух гениев – Петра Чайковского и Мариуса Петипа по мотивам сказок Шарля Перро, этот шедевр и по сей день остается визитной карточкой русского балета во всем мире.


Чем была вызвана необходимость обновления спектакля, который четырежды возобновлялся на сцене театра им.М.Джалиля и шел здесь уже более сорока лет? С этим вопросом мы обратились к нынешнему постановщику “Спящей красавицы” художественному руководителю балетной труппы, заслуженному артисту России и Татарстана Владимиру Яковлеву.


– Тем, что за время своего более чем векового существования этот балет претерпел множество изменений и не избежал потерь. Были незаслуженно забыты многие музыкальные и хореографические фрагменты, что нарушало целостность его драматургии. Мы решили их восстановить и вновь подарить публике. Учли и то, что современный зритель не всегда может понять “язык” пантомимы, занимавшей большое место в хореографии Петипа. Поэтому в нашей редакции содержание пантомимы мы стараемся передать современными хореографическими средствами. А представляя противоборство добра и зла, жизни и смерти, воплощенных в образах феи Сирени и феи Карабос, мы отошли от стереотипа, согласно которому Карабос изображалась в виде уродливой старухи. У нас же она так же, как и фея Сирени, молода и красива. Контраст ее внешнего облика и поступков делает этот образ еще более зловещим. К тому же в нашем спектакле фея Карабос танцует, в то время как Петипа задумал ее партию как пантомиму.


К сказанному добавим, что несомненным достоинством постановки стала ее сценография. На всех трех премьерных спектаклях зрители восторженно встречали оформление каждого акта, осуществленное по эскизам театрального художника из Киева Андрея Злобина. Оно поражает пышностью, красотой и великолепно соответствует волшебной атмосфере балета. В декорациях леса присутствуют фантасмагорические образы сказочных существ, экзотических животных, причудливых растений, а в финале впечатляет роскошь королевского дворца. Великолепны и костюмы всех персонажей, рожденные фантазией художницы-киевлянки Анны Ипатьевой.


Спектакль получился зрелищным, ярким, сказочным. В этом заслуга всей труппы, и особенно исполнителей главных партий. Принцессу Аврору и принца Дезире в первый вечер танцевали гости из Киева – Татьяна Голякова и Денис Матвиенко. Их успех, как и мастерство ведущих танцовщиков нашей труппы Елены Щегловой (фея Сирени), Луизы Мухаметгалеевой (фея Карабос – на снимке вверху справа), Нурлана Канетова и Артема Белова, танцевавших попеременно партии принца Дезире и Голубой птицы, можно было предугадать заранее. А вот Александра Суродеева – самая юная балерина в нашей труппе – в партиях принцесс Авроры и Флорины стала открытием для многих. В истории русского балета известен только один случай дебюта в главной партии семнадцатилетней балерины. Это была будущая великая танцовщица Марина Семенова. Надо сказать, что Саша Суродеева, вошедшая в нашу труппу в этом сезоне, сразу по окончании Алма-Атинского хореографического училища, несмотря на юный возраст, уже завоевала дипломы на нескольких международных конкурсах в России и Финляндии, “серебро” – в Варне, а также призы Мариуса Петипа и Нины Ананишвили. Она успела покорить казанцев в партии Маши (“Щелкунчик”) и вот теперь – в образе “спящей красавицы”.


Зрители очень тепло встретили новую работу нашей труппы. Не раз во время спектакля раздавались аплодисменты и крики “Браво!”, а по окончании его участников долго не отпускали со сцены.


– В “Спящей красавице” я станцевала всех добрых фей, – сказала после спектакля Луиза Мухаметгалеева, – а эта постановка подарила мне новую, очень интересную партию, которую в нашем театре до сих пор танцевали мужчины – партию феи Карабос. Новая постановка знаменательна для меня и тем, что я готовила Сашу Суродееву в главной партии и Нурлана Канетова. Наставлять их, самых молодых, на “путь истинный” было интересно и радостно. Волновалась за них так, что забывала о себе. Но ребята справились отлично!


На премьеру, как всегда, приехала из Москвы Наталья Михайловна Садовская, в прошлом балерина Большого театра, а ныне ведущий балетный критик.


– Смотрю и радуюсь, – сказала она. – Балет-феерия удался! Редакция сделана очень тактично, и есть интересные находки. По-новому решен образ злой Карабос, и Луиза Мухаметгалеева очень эффектна в этой партии. Прекрасна Лена Щеглова в образе доброй и мудрой феи Сирени, повелительницы царства гармонии. Очень хорош и кордебалет, особенно в знаменитом Вальсе цветов. И очень важно, что “погоду” делают не приглашенные артисты балета, даже столь талантливые, как Татьяна Голякова и Денис Матвиенко, а сама труппа, кстати, очень помолодевшая. Конечно, это только начало. В дальнейшем спектакль будет совершенствоваться, и тогда его можно будет показать на самых лучших сценах. От всей души поздравляю всех участников премьеры, подаривших публике настоящий праздник!


На снимках: сцены из балета.


 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще