“Его талант принадлежал всему советскому народу. Всему миру…”. “Он был творцом, художником на шахматной доске…”. “Его имя входит в когорту лучших шахматистов мира…”.
Это все о нем – Рашиде Гибятовиче Нежметдинове. И прозвучали эти слова в доме Асадуллаева (Москва), где размещается татарский культурно-просветительный центр, на вечере, посвященном 90-летию со дня рождения выдающегося шахматиста.
Рашид Нежметдинов пять раз завоевал золотые медали на чемпионатах РСФСР, дважды – звание чемпиона СССР в командном первенстве, неоднократно был призером этих чемпионатов и престижных международных турниров. Будучи тренером ДСО “Спартак” и школы высшего спортивного мастерства в Казани, а с 1948 года – тренером сборной Российской Федерации, он воспитал тысячи шахматистов, которые потом навсегда связали свою судьбу с этой древнейшей игрой. По его книгам “Шахматы” (“Шахмат уены”), “Избранные партии ” (“Сайланма партиялар”), неоднократно переизданным, выучилось не одно поколение шахматистов.
Но феномен Рашида Нежметдинова еще в том, что он достиг выдающихся успехов и в другой игре на “клеточной доске” – шашках. Знатоки спорта сравнивают его со знаменитым Всеволодом Бобровым, который одинаково вдохновенно играл на зеленом футбольном поле и на ледяной хоккейной площадке.
На торжественном вечере выступили арбитр международной категории и автор книг о Р.Нежметдинове Яков Дамский, президент Федерации шашек России и Международной федерации русских шашек Роман Клемашев, ректор Московской международной академии шахматного творчества ФИДЕ Евгений Бебчук, международный гроссмейстер по шашкам Вениамин Городецкий, известная советская шахматистка Вера Тихомирова, спортивный комментатор Наум Дымарский, историк шахмат и автор шахматных энциклопедий Исаак Линдер, международный гроссмейстер Юрий Авербах и другие.
Евгений Бебчук сообщил о том, что “совет сеньоров (это своего рода совет старейшин в международной шахматной иерархии. – Р.И.) обратился с ходатайством в ФИДЕ о присвоении Рашиду Нежметдинову звания международного гроссмейстера по шахматам”. Звания, которого он, к сожалению, не был удостоен при жизни.
Р.ИЗМАЙЛОВ.
Москва.