Открытие в Нижнекамске выставки “Новая жизнь старых вещей” стало предновогодним подарком художников из творческого объединения “Ширма” ценителям авангардного искусства.
Этот творческий союз – объединение неформальное. Двери “Ширмы” открыты для всех, кто готов разделить позицию Татьяны Макаровой, Валерия Шимановского и примкнувших к ним Людмилы Крупской, Ольги Сорокиной, Вадима Ряховского. Суть их философии – несогласие с сегодняшним состоянием искусства, присевшего в глубоком реверансе перед масс-культурой и коммерциализированным обществом. Форма несогласия – “уход” в свое творчество и выставочную деятельность.
Нынешняя выставка “Ширмы” появилась в результате желания художников взглянуть на “секонд хенд” не потребительским, а фантазийным, “детским” взглядом – увидеть необычное в обычном. Под их руками отслужившие свой срок вещи не просто обретают новую жизнь, а становятся предметами искусства.
Забавного человечка из настенного панно “Поклонение языческим богам” Людмила Крупская “увидела” в соломенной хлебнице. Года полтора он в одиночестве провисел в мастерской. Пока ей на глаза не попалась деревянная крышка от самого что ни на есть утилитарного предмета. Так ему в пару появился грозный старец…
А вот как, к примеру, родился коллаж “Стеклянное вымя абстрактной коровы”. Игра со словом для его автора – Валерия Шимановского – это хобби. Работа с кистью – профессиональное занятие. В свободное время он экспериментирует, пытаясь их объединить. И тогда с помощью кисти создается метафора.
– Как-то, сидя в мастерской, – говорит художник, – я бросил взгляд на сложенные в углу старые палитры – стеклышки, на которых развожу себе краски. И увидел в них гроздь ледяных сосулек, или, как определил их в своих стихах один скандинавский поэт, – стеклянное вымя абстрактной коровы.
“Конфетное манто”, будучи в своей первой ипостаси карамельными фантиками, доставило удовольствие не одному десятку мальчишек и девчонок. Теперь, “сотканное” руками студентки колледжа искусств – ученицы Ольги Сорокиной, поднимает настроение окружающим своей карнавальной яркостью и сочностью. Сама Ольга не первый год работает с кусочками кожи от “бэушных” сумок, обуви. Начинала с небольших фенечек. А на эту выставку представила уже декоративное панно – триптих “Проникновение”.
Татьяна Макарова, выйдя на время из своей главной ниши – росписи на ткани, показала своим почитателям, во что при желании может преобразиться, например, старый-престарый графин или сифон. Татьяна, кстати, не только участница данной выставки, но и непосредственная вдохновительница. Именно ей два года назад пришла идея ее создания. И именно в ее мастерскую друзья и знакомые принесли многое из того, что впоследствии перешло в разряд художественных произведений.
Весной будущего года нижнекамская “Ширма” намерена предстать перед судом казанских зрителей.
– Для нас было важно, – говорит Татьяна, – “обкатать” в родном городе какие-то концептуальные вещи. Поэтому мы не стремились к количеству и показали лишь десятую часть из того, что привезем в столицу.
На снимках: старые вещи обретают вторую жизнь.